Летопись жизни и творчества К. П. Брюллова

(1799-1852)

Автопортрет. К. П. Брюллов. Около 1833

1799

12 (23) декабря

- родился в Петербурге, на Васильевском острове, в семье академика орнаментальной скульптуры, скульптора в третьем поколении, потомка выходцев из Франции, Павла Ивановича Брюллова (Брюлло, Брылло), от второго брака. Мать - Мария Ивановна, урожденная Шредер, дочь придворного садовника. От первого брака Павел Иванович имел сына Федора, от второго - сыновей Александра, Карла, Павла, Ивана и дочерей Марию (в замужестве Теряеву), Ульяну (Юлию), бывшую замужем за известным акварелистом П. Ф. Соколовым.

 

1809

2 октября*

- принят вместе с братом Александром "без баллотирования" в петербургскую Академию художеств.

 

1813

20 декабря*

- получил вторую серебряную медаль за рисунок "Два натурщика" (ГРМ).

 

1817

22 декабря*

- получил серебряную медаль первого достоинства за рисунок "Натурщики" (ГТГ).

 

1818

- вторая золотая медаль за картину по программе "Улисс и Навзикая" (местонахождение неизвестно).

 

1819

- вторая золотая медаль за картину "Нарцисс" (ГРМ).

 

1821

- первая золотая медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (ГРМ).

осень

- торжественное окончание Академии художеств с аттестатом I степени и шпагой. От предложенного пенсионерства в стенах Академии художеств Брюллов отказывается. Братья Александр и Карл поселяются в деревянной временной мастерской у строящегося Исаакиевского собора.

 

1821-1822

- К. Брюллов пишет портреты П. А. Кикина, одного из основателей Общества поощрения художников, и его жены (оба - ГТГ), графические портреты дочери.

 

1822

16 августа*

- Александр и Карл Брюлловы направляются на средства Общества поощрения художников на три года в Италию. Следуют туда через Ригу, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, где остаются на два месяца.

 

1823

- в Мюнхене из-за болезни Александра братья задерживаются на 4 месяца. К. Брюллов пишет портреты членов семьи баварского министра внутренних дел, министра финансов и других высокопоставленных лиц (местонахождение неизвестно), посещает классы Академии художеств.

2 мая

- Брюлловы прибывают в Рим, посетив Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. К. Брюллов пишет "Автопортрет", картину "Итальянское утро" (музей в г. Киле, в 1906 была в собрании королевы Вюртембергской в Германии, существует множество копий).

 

1823-1827

- работает над копией в натуральную величину фрески Рафаэля "Афинская школа" в Ватикане, рисунками и картинами на мифологические темы, сюжетами из современной итальянской жизни. Знакомство с графиней Ю. П. Самойловой.

 

1824

- знакомство с семейством князей Гагариных. Брюллов пишет портреты членов семьи Гагариных, портреты брата и других. Рисунки и эскизы на библейские и мифологические темы, аллегории - "Дафнис и Хлоя", "Нума Помпилий", "Вакханалия", "Надежда, питающая любовь", "Благословление детей" (по заказу ОПХ) и другие.

 

1825

- "Итальянское утро" экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. Император Николай I жалует Брюллову бриллиантовый перстень.

 

1825-1826

- портреты, работы на темы современной итальянской жизни ("Пилигримы в дверях Латеранской базилики", "Пифферари перед образом мадонны", "Вечерня" - ГРМ, ГТГ).

 

1826

- "Итальянское утро" экспонируется на выставке в ОПХ (Невский пр , 46).

 

1827

- первое посещение Помпеи. Начало работы над темой "Последний день Помпеи". июль - завершение парной к "Итальянскому утру" картины "Итальянский полдень" (ГРМ). Картина "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (ГРМ). Художник получает орден ев Станислава IV степени. Критические отзывы ОПХ о картине "Итальянский полдень".

 

1828

- работа над темой "Помпеи" (эскиз для картины, заказанной графиней М. Г. Разумовской - ГРМ). Портрет М. Ф. Виельгорского (Национальный художественный музеи Республики Беларусь). Приезд в Италию великой княгини Елены Павловны, заказ портрета, начало работы над портретом Образа для Царских врат церкви русского посольства в Риме. Не ранее 1828 - заказ большой картины "Последний день Помпеи" А. Н. Демидовым (первоначальный контракт обязывал Брюллова закончить работу к концу 1830).

 

1829

- работа над темой "Последний день Помпеи", портретом великой княгини Елены Павловны, работы на мифологические темы, "Портрет Д. Марини" (Новгородский историко-художественный музей).

28 мая

- К П Брюллов письменно разрывает отношения с ОПХ. 1830 - завершение портрета великой княгини Елены Павловны с дочерью (ГРМ) Портреты маслом и акварелью Обращение к русской теме ("Минин, спасающий Россию"). Работа над темой "Последний день Помпеи".

4 сентября

- письмо К. Брюллова к А. Н. Демидову о невозможности завершения большой картины в назначенные сроки. В ответном письме А. Н. Демидов просит Брюллова приняться вновь за картину и назначить свой срок для ее окончания. В Петербурге на выставке в Академии художеств показана копия фрески "Афинская школа".

 

1831

- работа над большим полотном "Последний день Помпеи". Начало работы над большим портретом А. Н. Демидова Сан-Донато (Палаццо Питти, Флоренция, эскиз - ГРМ).

 

1832

- работа над большим полотном "Последний день Помпеи", "Вирсавия" (ГТГ) Начало работы над портретом графини Ю. П. Самойловой с приемной дочерью Джованниной. "Всадница" - портрет Джованнины и Амацилии Пачини, приемных дочерей графини Ю П Самойловой (ГТГ).

 

1833

осень

- окончание работы над "Последним днем Помпеи". Картина экспонируется в Риме и Милане. Шумный успех художника.

 

1834

март

- "Последний день Помпеи" экспонируется в Салоне в Париже. Автор получает первую золотую медаль. Картина на корабле отправляется в Петербург. Брюллов живет в Милане. На вилле графини Ю. П. Самойловой в Комо завершает ее портрет с приемной дочерью Джованниной. (собрание Хилвуд, Вашингтон), "Смерть Инессы де Кастро" (ГРМ), "Портрет Фанни Персиани" (НИМРАХ), "Автопортрет" (ГРМ).

июль

- "Последний день Помпеи" прибывает на корабле через Кронштадт в Петербург, экспонируется в Эрмитаже, в бывшей мастерской Дж. Доу.

октябрь

- "Последний день Помпеи" экспонируется в Академии художеств. Огромное впечатление, произведенное на петербургское общество, выливается в многочисленные отзывы - в стихах и прозе. Известия о картине доходят даже до заключенных в Сибири декабристов. Академия художеств присваивает Брюллову звание почетного вольного общника и право носить мундир старшего профессора. Художник получает орден св. Анны III степени.

 

1835

- выход в свет статьи Н. В. Гоголя "Последний день Помпеи". В Италии Брюллов работает над "Портретом автора и баронессы Меллер-Закомельской в лодке" (ГРМ), акварельными портретами.

16 мая

- отправляется с историко-художественной экспедицией В. П. Давыдова в Грецию и Турцию для последующего иллюстрирования "Путевых записок".

30 июля

- отправление из Греции в Турцию, в Смирну, на бриге "Фемистокл". Бытовые и жанровые зарисовки жизни Константинополя и Смирны.

сентябрь

- выезд из Константинополя в Одессу на бриге "Фемистокл".

декабрь

- прибытие в Россию. В Одессе - пышный прием, обед, данный в честь К. П. Брюллова графом М. С. Воронцовым.

25 декабря*

- приезд в Москву. Брюллов поселяется у графа А. А. Перовского (Антония Погорельского). Московское общество горячо принимает художника.

 

1836

- Брюллов создает рисунки на тему Отечественной войны 1812 года, подготовительные работы к портрету скульптора И. П. Витали, лепящего бюст Брюллова. Знакомство у Витали с А. С. Пушкиным (Письмо Пушкина о встрече с Брюлловым от 4 мая). Картина "Гадающая Светлана" (Художественный музеи, Нижний Новгород). В Москве Брюллов пишет портреты поэта графа А. К. Толстого (ГРМ), писателя графа А. А. Перовского (ГРМ), актрисы Е. С. Семеновой, в замужестве княгини Гагариной (ГТГ), Е. И. Дурновой, жены художника И. Т. Дурнова (ГТГ), и других. В. А. Тропинин пишет портрет К. П. Брюллова.

23 мая*

- художник прибывает в Петербург, останавливается в доме Таля (Невский пр., 6).

между 24 и 31 мая*

- встреча Брюллова с Н. В. Гоголем.

11 июня*

- чествование Брюллова в Академии художеств, возложение на него венка из лавра и мирта. Брюллов получает звание профессора II степени и руководство историческим классом. июнь - встреча Брюллова с императором Николаем I и императрицей Александрой Федоровной. Художник отказывается писать предложенную императором тему "Взятие Казани" и просит позволения написать "Осаду Пскова". В сопровождении Ф. Г. Солнцева выезжает на неделю в Псков для изучения места действия.

10 июля*

- приглашение к Н. В. Кукольнику. Знакомство с М. И. Глинкой, певицей А. Я. Воробьевой, певцом О. А. Петровым. август - Брюллов переезжает в квартиру с мастерской в здании Академии художеств (окнами на набережную Невы), где остается вплоть до своего окончательного отъезда из России в 1849.

31 октября*

- К. П. Брюллов в должности младшего профессора Академии художеств получает первых учеников, в числе которых А. Н. Мокрицкий, А. А. Агин, Я. Н. Авнатамов, В. Демидов. осень - портрет Н. В. Кукольника (ГТГ). Выход в свет книги К. М. Базили "Очерки Константинополя" с иллюстрациями К. П. Брюллова. 1837, январь - тяжелая болезнь К. П. Брюллова.

2 апреля*

- Брюллов начинает работу над портретом В. А. Жуковского, предназначенным для выкупа на волю Т. Г. Шевченко. Портрет генерал-адъютанта В. А. Перовского (ГТГ). Брюллов делает эскизы к постановке "Руслана и Людмилы" М. И. Глинки, по которым впоследствии были сделаны костюмы и декорации к IV действию - "Сады Черномора". Портрет А. К. Демидовой, урожденной Шернваль, вторым браком Карамзиной. лето - по приглашению Николая I Брюллов поселяется в Петергофе для написания портретов членов императорской семьи. Пишет портрет императрицы Александры Федоровны с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом (ГРМ, не закончен). Многочисленные портреты эскизного характера императрицы Александры Федоровны, великих княжон Марии, Александры, Ольги - этюды для неосуществленного группового портрета императорской семьи. Окончание портрета скульптора И. П. Витали (ГТГ).

 

1838

- окончание портрета В. А. Жуковского (Музей Т. Г. Шевченко, Киев). Для лютеранской церкви Святых Петра и Павла, построенной по проекту А. П. Брюллова, Карл пишет большой алтарный образ "Распятие". Портреты.

 

1839

27 января*

- свадьба К. П. Брюллова с рижской уроженкой Эмилией Тимм. Брак был неудачным и продолжался всего несколько месяцев. Личная жизнь Брюллова оказывается предметом широкого обсуждения, что заставляет художника страдать и еще усиленнее отдаваться работе. Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых (ГРМ), баснописца И. А. Крылова (ГТГ), работа для Казанского собора - центральный образ "Взятие Богоматери на небо" (568 х 286). Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала (ГРМ). Начало работы над эскизами к неосуществленной росписи плафона Пулковской обсерватории, построенной по проекту А. П. Брюллова. На выставке в Академии художеств показаны работы "Распятие", "Иоанн Богослов". Начало работы над большим полотном "Осада Пскова".

 

1840

- продолжение работы над эскизом плафона Пулковской обсерватории ("Феб на колеснице" и другие сюжеты). Работа над портретами писателя А. Н. Струговщикова, архитектора И. А. Монигетти, М. А. Бек с дочерью, князя А. Н. Голицына (все - ГТГ). Центральный образ Пресвятой Троицы для Троицкого собора Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне.

 

1841

- завершен "Портрет княгини Е. П. Салтыковой, урожденной Строгановой" (ГРМ). Работа над портретами художника Я. Ф. Яненко в латах, К. А. Яниша (ГТГ), певицы А. Я. Петровой, брата (ГРМ). Продолжение работы над большим полотном ("Осада Пскова").

 

1842

- на выставке в Академии художеств показаны работы Брюллова "Взятие Богоматери на небо", портреты Самойловой с приемной дочерью Амацилией Пачини, княгини А. Н. Голицыной, светлейшей княгини М. П. Волконской. Продолжение работы над большим полотном ("Осада Пскова").

 

1843

- работа над картиной "Осада Пскова", оставшейся незаконченной. Портреты членов императорской семьи, этюды для неосуществленного группового портрета. Художник принимает предложение на создание росписей для Исаакиевского собора (совместно с Ф. А. Бруни, В. К. Шебуевым, А. Т. Марковым и другими). "Христос воскресший" - проект росписи храма Христа Спасителя в Москве.

 

1843-1847

- огромное количество этюдов для Исаакиевского собора Работы по росписи плафона и стен Портреты Образа - "Анна Пророчица" для церкви Св. Митрофана, "Христос во гробе" - для домовой церкви графа В. Ф. Адлерберга, "Ангел молитвы".

 

1845

- "Вознесение святой царицы Александры", написанное в связи со смертью великой княгини Александры Николаевны.

 

1838-1849

- работа над темой "Бахчисарайский фонтан".

 

1847

март

- болезнь художника.

 

1848

июль- август

- "Автопортрет" художника (ГТГ).

 

1849

27 апреля*

- выезд из Петербурга на остров Мадейру в сопровождении художников М. Железнова и Н. Лукашевича через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию. Пейзажи, групповой портрет герцога М. Лейхтенбергского, Э. и Е. И. Мюссар, кн. П. Р. и кн. А. А. Багратион, М. И. Железнова, Н. А. Лукашевича и К. П. Брюллова ("Прогулка").

 

1850

- путешествие по Испании, переезд в Рим. На выставке в Академии художеств экспонируются акварель "Прогулка" и портрет герцога М Лейхтенбергского. 1851 - портрет археолога Микельанджело Ланчи (ГТГ). 1851-1852 - портреты членов семьи Титтони и другие, бытовые зарисовки, эскиз картины "Всеразрушающее время".

 

1852

23 июня

- умер в селении Манциана. Похоронен на кладбище Монте Тестаччио близ Рима.

 

* Даты, отмеченные звездочкой, даны по старому стилю.

По статье Е. Столбовой. Летопись жизни и творчества Карла Брюллова.


Биография К. П. Брюллова

В начало