Индийская культура
Индийская культура
индийский костюм индийское кино индийский танец могольская миниатюра индийская литература индийская музыка

Примечания

И. И. Шептунова.
Миниатюра эпохи Акбара

     1. Welch, S.C. A Flower from Every Meadow. Indian Painting from American Collections. Asia House Gallery, New York City. The Asia Society, Inc., 1973. P. 12.

     2. Brand, M. The City as an Artistic Center // Akbar and Fatehpur-Sikri. Marg, Vol. XXXVIII, № 2, Bombay. P. 99.

     3. Binyon, L., and Arnold, T.W. The Court Painters of the Grand Moguls. Oxford, 1921.

     4. Серьезное изучение индийской миниатюрной живописи в европейском искусствознании начинается уже в середине XIX века, хотя максимум публикаций приходится на первую треть XX столетия. Среди них можно назвать лишь некоторые, наиболее общего характера: Anand, M.R., Goetz, H. Indische Miniaturen. Dresden, 1967. Taf. 1-3; Binyon, L., and Arnold, T.W. The Court Painters of the Grand Moguls. Oxford, 1921; Barret, D., Gray, B. La peinture indienne. Skira, Paris-Geneve, 1978; Brown, P. Indian Paintings under the Mughals, AD 1500 to AD 1750. Oxford, 1924; Coomaraswamy, A.K. Catalogue of the Indian Collections of the Museum of Fine Arts, Boston, Part VI - Mughal Painting. Boston, 1930; Gray, B. Art of India and Pakistan. London, 1950; Hаjek, L. Indische Miniaturen vom Hof der Mogulkaiser. Fotografien von W. und B. Forman. Artia, Praha, 1960; Kuhnel, E. Indische Miniaturen aus dem Besitz der Staatlichen Museen zu Berlin, s.a.; Kuhnel, E. Miniaturmalerei im islamischen Orient. Berlin, 1922/1923; Kuhnel, E. Moghul Malerei. Berlin, s.a.; Randhava, M.S. Painting of the Babur-Nama. New Delhi, 1983; Stchoukine, I. La peinture indienne a l'epoque des Grands Moghols. Paris, 1929; Welch, S.C. A Flower from Every Meadow. The Asia Society, [N.Y.], 1973; Бобирнома расмлари / Миниатюры к "Бабур-наме"/ Miniatures of Babur-Nama / Сост. и авт. предисл. д.ф.н., проф. Хамид Сулейман. Ташкент, 1970; Галёркина О.И. Среднеазиатско-индийские связи в миниатюре XVI - начала XVII в. // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1979. С. 105-112; Денике Б.А. Искусство Востока. Казань, 1923; Карпова Н.К. Индийская миниатюра в собрании ГМИHВ // Государственный музей искусства народов Востока. Научные сообщения. Вып. VIII. М.: Наука, 1975. С. 82-135; Тюляев С.И. Миниатюры рукописи "Бабур-наме". М.: Изогиз, 1960 / Tulayev, S.I. Miniatures of Babur Namah. Moscow, 1960. Наряду с английскими учеными и собирателями появляются имена немецких, французских, шведских и русских ученых, знатоков и коллекционеров. C начала ХХ в. успешно развивается и собственно индийская наука об искусстве, расширяется сеть государственных музеев, формируются новые или преобразуются старые частные собрания. (См.: Аrchaeological Remains, Monuments and Museums. Part II. Organizing Committee, XXVI International Congress of Orientalists. New Delhi, 1964. P. 329-354.) Событием особого масштаба стала мюнхенская выставка мусульманского искусства 1910 г., позволившая любителям и знатокам познакомиться с шедеврами зарубежных коллекций, а ученым - провести серьезную сопоставительную работу, вылившуюся в издание четырехтомного каталога выставки (Мeisterwerke muhammedanischer Kunst auf der Ausstellung Munchen, 1910. Munchen, 1912). Во второй половине века интересные тематические выставки прошли в Европе и Азии, развернулся показ индийского искусства в США, где особенно широко использовались материалы частных собраний как Индии, так и других стран мира. (См.: Welch, S.C. India. Art and Culture. 1300-1900. The Metropolitan Museum of Art, New York, 1985/1993; The Indian Heritage. Court Life & Arts under Mughal Rule. Victoria & Albert Museum, 21 April - 22 August 1982 (Catalogue); Классическое искусство Индии с 3000 г. до н.э. до XIX в. н.э. Фестиваль Индии в СССР. Каталог. Л.: Аврора, 1987.) Особое место в это время принадлежит исследовательской деятельности индийских ученых, результаты которой представлены не только отдельными изданиями, но и регулярными публикациями, вместе с зарубежными коллегами, в основанном известным писателем и историком искусства Мульком Раджем Анандом специальном журнале "Марг" ("Путь").

     5. Suhrawardi, Sh. Introduction to the Study of Indo-Persian Painting // Marg. A Magazine of the Arts. Vol. XI, June 1958, № 3. P. 21.

     6. Marg. A Magazine of the Arts. Vol. XI, June 1958, № 3. Early Mughal Art; Vol. XI, September 1958, № 4. Later Mughal Art.

     7. Мarg, Vol. XXV, 1972, № 2. P. 13-14.

     8. Richards, J.F. The Formation of the Imperial Authority under Akbar and Jahangir // Kingship and the Authority in South Asia. University of Wisconsin, South Asian Studies, Madison, 1978. P. 252-285. Цит. по: Marg, Vol. XXXVIII, № 2, Bombay. P. 89.

     9. Несмотря на то, что правление Акбара начинается в Дели, очень скоро он переносит столицу в Агру, где приказывает срыть старые кирпичные бастионы, оставшиеся от времени Ибрагима Лоди, побежденного его дедом. Закладка новой крепости - Лал Кала - начинается в 1565 г., а строительство следующей резиденции, Фатехпур-Сикри, в месте обитания святого, предсказавшего счастливое рождение наследника, в 1569 г., одновременно с закладкой мавзолея Хумаюна в Дели его вдовой Хамидой Бану Бегум. "В течение своего пятидесятилетнего правления, - пишет Дж. Ричардс, - Акбар ни разу не стремился к созданию постоянной столицы. Он ставил перед собой задачи, а не просто расширение территории, и часто сам вел свои войска в битву. Поэтому всегда существовала прямая связь между местопребыванием столицы и стратегическими интересами империи. Столица империи была там, где находился Акбар" ( Ibid. P. 89-90).

    10. О технике живописи см.: Кази Ахмад. Трактат о каллиграфах и художниках / Введ., пер. и комм. Б.И. Заходера. М., 1947; Казиев А.Ю. Художественное оформление азербайджанской книги XIII-XVII веков. М., 1977. С. 269-326; Brown, P. Indian Painting. Calcutta, 1953. P. 111-122.

    11. Знаменитый мастер гератской китабхане времени Султан Хусейна Байкары, Мир Али Харави был известен и при дворе Моголов, и его "кит'а" - отдельные каллиграфические листы с фрагментами стихотворного текста - были предметом собирательства уже при Акбаре: принц Салим, будущий падишах Джахангир, утонченный ценитель искусств, собирал его листы, оформленные позднее в альбомы-муракка, вместе с живописными сюжетами. Известный каллиграф при дворе Акбара, подлинное имя которого было Мухаммад Хуссейн ал-Кашмири, носил титул Зарин Калам ("золотое перо"). Работы каллиграфов становятся широко распространенным товаром на антикварном рынке всего мусульманского Востока, так что листы прославленных мастеров каллиграфии можно встретить вставленными в рукописи и альбомы разного происхождения.

    12. Welch, S.C. A Flower from Every Meadow... P. 97

    13. Бехзад родился между 1450-1460 гг. По представлению известного поэта эпохи Алишера Навои он становится придворным художником Султан Хусейна в Герате, вплоть до захвата его Шейбани-ханом в 1507 г., после чего до смерти последнего в 1510 г. является его придворным живописцем. В 1522 г. Устад Бехзад был назначен шахом Исмаилом начальником китабхане в Табризе. Скончался в 1536-1537 г. См.: Акимушкин О.Ф., Иванов А.А. Персидские миниатюры XIV-XVII вв. М., 1968. С. 15; Кильчевская Э. Два портрета Камалетдина Бехзада // Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып. 1. М., 1975. С. 68-85; Всеобщая история искусств. Т. II. Кн. 2. М., 1961. С. 164-168.

    14. Бабур-наме. Записки Бабура. Пер. М. Салье. Ташкент, 1958. С. 239-240.

    15. См.: Hajek, L. Indische Miniaturen vom Hof der Mogulkaiser. Fotografien von W. und B. Forman. Artia, Praha, 1960. Taf. 10-14. S. 84-86.

    16. Миниатюра несет надпись: "Работа Надир аль-'Асра ("Чудо века") Фаррух Бека...на семидесятом году жизни... в год хиджры 1024" и подпись внизу рукой Шах Джахана: "Амаль-е Фаррухбек" // Welch, S.C. India. Art and Culture. 1300-1900. The Metropolitan Museum of Art. New York, 1985/1993. P. 221-225, ill. 147a.

    17. Brand, M. The City as an Artistic Center // Akbar and Fatehpur-Sikri. Marg, Vol. XXXVIII, № 2, Bombay (1985). P. 99.

    18. Карпова Н.К. Индийская миниатюра в собрании ГМИHВ // Государственный музей искусства народов Востока. Научные сообщения. Вып. VIII. М.: Наука, 1975. С. 98; см. также: Антонова К.А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605 гг). М., 1952.

    19. Лондонский список содержит имена 41 мастера, делийский - 49. См.: Бобирнома расмлари / Миниатюры к "Бабур-наме" / Miniatures of Babur-Nama. Сост. и авт. предисл. д.ф.н., проф. Хамид Сулейман. Ташкент, 1970. С. 38; Классическое искусство Индии с 3000 г. до н.э. до XIX в. н.э. Фестиваль Индии в СССР. Дели - Москва, 1997. С. 204; M.S. Randhava. Painting of the Babur-Nama. New Delhi, 1983.

    20. Ганевская Э.В., Карпова Н.К. Государственный музей искусств народов Востока. Искусство Индии. М., 1992. С. 21.

    21. Теперь эта книга хранится в Государственной публичной исторической библиотеке: Memoires de Baber (Zahid-ed-din Mohammed), fondateur de la dynastie mongole dans l'Hindoustan. Traduit pour la premiere fois sur le texte djagatai par A. Pavet de Courteille, professeur au College de France. Vol. 1-2. Paris, 1871.

    22. Золотое руно, 1908, № 3-4.

    23. Миниатюры рукописи "Бабур-наме". Автор-составитель Тюляев С.И. М., 1960. С. 5.

    24. Agra. Illustrated Guide. Lal Chand & Sons. Delhi. P. 42.

    25. Бобирнома расмлари / Миниатюры к "Бабур-наме" / Miniatures of Babur-Nama. Сост. и авт. предисл. д.ф.н., проф. Хамид Сулейман. Ташкент, 1970. С. 25.

    26. См.: Welch, S.C. India. Art and Culture. 1300-1900. The Metropolitan Museum of Art. New York, 1985/1993. P. 143-144.

    27. The Indian Heritage. Court Life & Arts under Mughal Rule. Victoria & Albert Museum, 21 April - 22 August 1982 (Catalogue). P. 41-42.

    28. Шептунова И.И. Сады Бабура // Вопросы искусствознания, 2001.

 

Могольская миниатюра:

Акбар со львом и теленком

Охота на львов

Пир Бабура в саду "Джехан-ара" в Герате в гостях у Бади-уз-заман-мирзы.
Событие 1506-1507 гг.

Сцена борьбы акробатов из «Гулистана» Саади

Хумаюн и Акбар с приближёнными

 

Фрагмент новой книги: Абу-л Фазл. "Акбар-наме"

Ж. Сент-Илер. Акбар Великий (глава из книги "Криптограммы Востока")

Е. П. Блаватская. Фрагмент книги "Из пещер и дебрей Индостана" (об Акбаре)