ВНУТРЕННЕЕ  ПРОСТРАНСТВО  ДВОРЦА

Дворец разделен диагональными линиями на четыре равные части, которые мы условно назовем четырьмя комнатами. Каждая из них окрашена в цвет того семейства будд, которое соответствует данной стороне света. Северная комната будды Амогасиддхи (семейство Карма) окрашена в зеленый цвет, южная комната будды Ратнасамбхавы (семейство Ратна) - в желтый, восточная комната будды Акшобьи (семейство Ваджра) - в синий, и, наконец, западная комната будды Вайрочаны (семейство Татхатгата) - в белый. Цвета комнат определяют также и цвет ведущего в них входа, или врат мандалы, которые будут подробно описаны ниже.

Половинка  ваджры  на  белом  полумесяце

Угловая ваджра на белом полумесяцеВ каждом из четырех углов внутреннего пространства мандалы находится особый знак: половинка синей ваджры с красной сердцевиной на белоснежном полумесяце. Этот символ встречается во внутреннем пространстве многих песочных и живописных мандал. В уменьшенном варианте он также повторяется в уголках красного выступа, на котором стоят дакини, совершающие подношения буддам. Всего в мандале Ченрезига этот символ встречается двадцать восемь раз. Достаточно часто в других мандалах половинка ваджра изображается не синей, но золотой.

Символ этот не имеет однозначного объяснения, и в разных традициях трактуется не одинаково. Тантрический монастырь Сегьюд усматривает в полумесяце, красном драгоценном камне (который они выделяют как самостоятельный знак, а не срединную часть ваджры) и половинке ваджры символы тела, речи и ума будды. Монастырь Намгьял относит этот знак к подношениям буддам (и, действительно, он чаще всего встречается на красном выступе, где и находятся подношения) и считает половинку ваджры и полумесяц символами метода и мудрости. Роберт Бир в "Энциклопедии тибетских символов и мотивов" указывает, что половинка ваджры на белом полумесяце символизирует единство абсолютной и относительной бодхичитты. Монахи Гьюдмеда объясняют, что цветовое решение этого символа (синий, красный и белый) соответствует трем цветам, которые человек видит в процессе умирания.

Дворцовая   стена

Дворцовая стена состоит из пяти слоев, соответствующих цветам пяти семейств будд. Последовательность таких слоев в разных мандалах неодинакова и зависит от расположения семейств будд по сторонам света в той или иной мандале. Самый внешний слой соответствует по цвету семейству будд восточного направления, далее следует цвет семейства южного направления, затем западного, северного и, наконец, центрального.

Последовательность слоев дворцовой стены в мандале Ченрезига поэтому следующая (извне вовнутрь): синий, желтый, белый, зеленый и красный. Каждый из них символизирует одну из пяти видов мудрости будд. Стена эта полупрозрачная и потому напоминает радугу.

Источник:

Юлия Жиронкина. Тибетские песочные мандалы:
Буддийский тантрический монастырь Гьюдмед
. Самара. MonksArt, 2002

Перепечатка возможна только после согласования с автором.

 

<<     Карта мандалы Ченрезига    >>