ВНЕШНЯЯ  АРХИТЕКТУРА

За пятицветной стеной следует ряд последовательных ярусов, относящихся к внешней архитектуре дворца. Эти ярусы, располагаясь один над другим, постепенно выводят нас на дворцовую крышу.

Дакини,  совершающие  подношения

Самым нижним ярусом здесь является ярко-красный выступ, каждый угол которого обозначен половинкой ваджры на белом полумесяце. На этом выступе, довольно невысоком, так что взойти на него можно, сделав шаг, танцуют дакини - игривые, хитроумные существа женской природы, отвечающие за вдохновляющую энергию Вселенной. Санскритское слово дакини в буквальном переводе означает идущая по небу, однако в последние годы их всё чаще называют танцующими в пространстве или небесными танцовщицами, как бы указывая на то, что осознавание истинной природы пространства вовлекает ум в безудержный танец блаженства.

Эти существа часто помогают практикующим совершить тяжелый переход от обыденного мировосприятия к постижению внутренней сути и взаимосвязи всех явлений.

Будучи хранительницами высших поучений, дакини нередко передают их буддийским ламам и великим созерцателям, предварительно подвергая их тяжелым испытаниям и проверкам. Они говорят на языке сумерек, названном так потому, что свои величайшие тайны дакини открывают, когда спускается мгла. Язык этот столь емкий, что один лишь его слог может вмещать в себя шесть томов учений. Говорят, что тексты, написанные на этом языке, до сих пор находят в горах северного Пакистана, где простирается мистическая страна Оддияна, страна, где живут дакини.

В мандале именно дакини преподносят буддам дары. Как и во многих других случаях, они служат посредниками между миром людей и миром просветленных существ, передавая им все те подношения, которые мы приносим к небесному дворцу.

В живописных мандалах, а также в достаточно больших песочных мандалах, изображаются фигурки танцующих дакинь, при этом те подношения, которые они держат в руках едва различимы или неразличимы вовсе. В традиции монастыря Гьюдмед дакини в этом случае лишь подразумеваются, зато дары, которые они подносят буддам, прорисованы в мельчайших подробностях. Начнем их рассмотрение от восточного входа, двигаясь по часовой стрелке.

Подношение  семи  чаш  (тиб. ting phor)

В каждом тибетском доме есть место для алтаря, куда помещаются семь чаш - семь подношений Трем Драгоценностям: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих). Подношения совершаются рано утром и меняются каждый день. Конечно, просветленные существа не испытывают особой нужды в наших подношениях: они обладают всеми обычными и необычными качествами и способны исполнить любое свое пожелание, не обращаясь к нам за помощью. Подношения поэтому приносят пользу, прежде всего, нам самим: они помогают нам накопить заслуги и мудрость, ведь Состояние Будды, Просветление, достигается за счет очищения и накопления. Если мы действительно хотим накопить заслугу, наши подношения должны быть чистыми, необычайно привлекательными для нас самих и добытыми честным путем. При этом очень важно не вдаваться в размышления о том, радуют ли наши подношения высших существ или нет, напротив, мы должны представлять, что они испытывают великое блаженство и посылают нам свое благословение.

Даже если нам под силу поднести лишь малую толику богатств Вселенной, мы должны представлять, что подносим всё самое чистое и прекрасное, что существует в трех временах и десяти направлениях пространства. Тогда сам акт даяния станет средством избавления от омрачений и ядов ума.

Традиция подношения семи чаш, как и само буддийское учение, пришла в Тибет из Индии, где именно так, семью подношениями, встречали уставших с дороги гостей. Поскольку некоторые составляющие, например, цветы и фрукты, было достаточно сложно разыскать в снежном Тибете, там привился обычай подношения семи чаш, наполненных чистой водой. При этом мысленно человек заменял воду теми компонентами, которые требовалось поднести по древнеиндийской традиции.

Первая  чаша

Подношение светильника, ароматных вод, фруктов и цимбалПервая чаша наполнена кристально чистой водой, чтобы прибывший издалека гость мог испить ее и умыться. На мандале это подношение представлено белоснежной морской раковиной с голубой водой.

Это подношение символ всех благоприятных причин и условий, приносящих чудесные плоды. Поэтому эта вода должна быть чистой, как нектар, свежей, прохладной, мягкой, прозрачной, вкусной, приятной для горла и желудка. Когда мы подносим эту воду просветленным существам, мы представляем целый океан, а затем искренне желаем, чтобы эта вода помогла всем живым существам накопить благоприятные причины и условия.

Вторая  чаша

Во второй чаше - чистая вода, смешанная с благовониями или сандалом. Ее традиционно подносили гостю для омовения ступней, ведь в Индии принято разуваться прежде чем переступаешь порог дома. Как и первое подношение, эта чаша также представлена на мандале белоснежной морской раковиной с голубой водой.

Подношение чистой и ароматической водыЭто подношение символ очищения. Омывая ступни просветленных существ, мы очищаем себя от неблагоприятной кармы и омрачений. С глубочайшей признательностью, преданностью и твердой верой мы подносим целый океан такой воды просветленным существам, представляя, что всевозможные омрачения: грубые и тонкие, неблагоприятная карма, препятствия на пути к Просветлению, в нас самих и во всех живых существах, полностью очищаются.

В песочной мандале Ченрезига за первыми двумя чашами следуют еще две раковины: с водой для омовения рта и ароматными водами для создания приятных запахов в пространстве. Эти раковины не входят в классическое подношение семи чаш, и являются дополнительными, заполняя свободное пространство на красном выступе.

Третья  чаша

Третья чаша наполнена свежими цветами. Это напоминание о том, что в Индии мужчин встречали цветочными гирляндами, а женщин - прекрасными коронами, сплетенными из цветов. На мандале третье подношение представлено белым цветком лотоса со множеством лепестков.

Подношение цветов - символ щедрости, ведь цветок так прекрасен, что, глядя на него, мы испытываем естественное желание оставить его себе. Когда же мы дарим его другим, это рождает в нашем сердце особое чувство, которое и избавляет нас от жадности. Поднося целый океан цветов буддам, которыми они могут украсить свои короны, мы должны желать, чтобы все существа взращивали в себе щедрость и так достигали Просветления.

Четвертая  чаша

В четвертой чаше - благовония, которые подносятся для создания приятных ароматов в пространстве. На мандале четвертое подношение представлено бронзовой чашей с ароматическими палочками.

Подношение благовоний - символ нравственности. Когда мы подносим облака приятных ароматов просветленным существам, мы должны желать, чтобы все существа придерживались чистой нравственности.

Пятая  чаша

Пятая чаша - это подношение света. Чаще всего на алтаре она представлена горящей масляной лампой, подобной той, которую можно видеть на красном выступе мандалы. Свет ее рассеивает всякую тьму, словно солнце и луна. Он такой яркий, что позволяет разглядеть мельчайшие атомы. Иногда представляют, что масляная лампа наполнена нектаром и излучает многоцветные лучи.

Подношение света - символ терпения, помогающего нам преодолеть неведение. Поднося яркий свет просветленным существам, способных видеть суть вещей, мы желаем, чтобы все существа взращивали в себе терпение.

Шестая  чаша

Подношение зеркала, ароматной воды и фруктовШестая чаша наполнена освежающими ароматными водами, шафрановыми или сандаловыми. Ими умащиваются тела просветленных существ. На мандале это подношение представлено белоснежной морской раковиной с голубой водой, которая, в отличие от первых четырех, "бурлит", порождая белые волны.

Это подношение - символ усердия, которое необходимо практикующему на пути к Просветлению. Поднося ароматные воды буддам, мы желаем, чтобы все существа шли к Просветлению с усердием и настойчивостью.

Седьмая  чаша

В седьмой чаше содержатся всевозможные лакомства. В Индии эта чаша обычно наполнялась тремя "сладкими" подношениями: мелассой, медом и сахаром; и тремя "белыми" подношениями: простоквашей, маслом и молоком. В Тибете их, как правило, заменяли красной или белой тормой, приготовленной из обжаренной ячменной муки (цампы) с добавлением масла и красящих веществ. На мандале седьмое подношение представлено большой чашей с зелеными фруктами.

Подношение яств - символ сосредоточения, которой словно нектар амброзии, питает наш ум. Поднося всевозможные яства просветленным существам, мы должны желать всем существам обрести плоды, рождаемые при вкушении нектара сосредоточения.

Восьмая  чаша

Подношение шелковой материи, флейты и  двух раковин с водойК семи чашам добавляется восьмое подношение музыки и прекрасных звуков. На мандале оно изображается парой золотых цимбал, на алтарь же музыкальные инструменты, как правило, не ставятся, и подношение прекрасных звуков совершается мысленно.

Подношение музыки - символ мудрости. Совершая подношение просветленным существам чудесных звуков цимбал, колокольчиков, флейт, мы желаем всем существам преисполниться мудрости, которая приведет их к Просветлению.

Подношения   пяти   органам   чувств

Следующий ряд подношений, который начинается с правой стороны восточного входа, носит название "подношения пяти органам чувств": прекрасной формы органам зрения; сладких звуков органам слуха; чудесных запахов органам обоняния; восхитительных яств органам вкуса и приятных на ощупь тканей органам осязания.

Эти подношения, способные доставить самые изысканные наслаждения, преподносятся просветленным существам, чтобы, с одной стороны, выказать им почтение, а с другой, - заявить о своем отречении от преходящих радостей сансары.

Зеркало

Зеркало является широко распространенным символом подношения прекрасной формы органам зрения. Оно, чистое и сверкающее, беспристрастно в своей способности отражать любые явления и образы. Какими бы ни были возникающие в нем отражения, красивыми или уродливыми, добрыми или злыми, зеркало лишь показывает их, не налагая своих суждений. Оно остается незатронутым, незапятнанным, неизменным. Подобно этому чистое сознание не цепляется за рождающиеся в нем помыслы: прекрасные и уродливые, добрые и злые, они приходят и уходят, как отражения в зеркале. Облака появляются и исчезают с небесного свода, но само небо остается неизменным: ясным и пустым по своей природе. Образы появляются и исчезают с поверхности зеркала, но само зеркало остается всегда одним и тем же.

Флейты

Пять флейт пяти цветов семейств будд: зеленая, белая, красная, синяя, желтая наряду с другими музыкальными инструментами служат символом подношения сладких звуков органам слуха.

Морская  раковина
с  благовонными  водами

Морская раковина с благовонными водами используется в качестве подношения чудесных запахов органам обоняния. В буддийской традиции раковина обычно наполняется шафрановыми водами, либо водой с добавлением пяти благовоний: шафрана, сандала, мускуса, камфары и муската. Белые барашки волн на поверхности голубых ароматических вод говорят об их необычайной свежести.

Фрукты

Подношение фруктов - Мандала ЧенрезигаФрукты являются символом подношения восхитительных яств органам вкуса просветленных существ. Фрукты здесь могут быть заменены на тормы.

Шелковая  материя

Отрез голубого шелка, красиво развевающийся на ветру и необычайно приятный на ощупь, является символом подношения органам осязания просветленных существ.
Как правило, если на красном выступе остается свободное место, последний символ повторяется дважды.

Бордюр  из  драгоценных  камней

Следующий ярко оранжевый ярус - это бордюр из драгоценных камней, которые символически изображаются четырехугольниками, треугольниками, полукругами и трехцветными кругами. Дизайн круга, состоящего из трех вращающихся лепестков, аналогичен так называемому "колесу радости", символизирующему Три Драгоценности буддизма - Будду, Дхарму и Сангху, а также избавление от трех ядов ума - неведения, привязанности и гнева.

Ярусы мандалы снизу вверхГеометрические фигуры соответствуют различным деяниям просветленных существ, к которым они обращаются в разных ситуациях, движимые единственным желанием принести благо всем. Круг является символом усмиряющих деяний, направленных на устранение болезней, омрачений и пороков. Четырехугольник символизирует приумножающие деяния будд, нацеленные на приумножение заслуг, мудрости, удачи и богатства, а также способствующие процветанию и долгой жизни. Полукруг служит символом так называемых подчиняющих деяний, цель которых держать под контролем неблагие силы, причиняющие вред другим существам, например, злых духов или людей, отравленных пятью ядами ума. Треугольник символизирует уничтожающие деяния, к которым прибегают в том случае, если подчиняющие деяния не увенчались успехом. Крайне важно понимать, что любое из этих деяний оказывается эффективным, только если человек взрастил в себе подлинное сострадание ко всем живущим и постиг истинную природу всех явлений.

Местоположение этого бордюра становится понятным при рассмотрении трехмерной мандалы: в действительности он вознесен на довольно значительную высоту от красного выступа. В развертке, каковой является песочная мандала, мы не видим высоких дворцовых колонн, которые расположены между красным выступом и верхними ярусами. Именно поэтому в песочной мандале красный выступ граничит с оранжевым бордюром.

Жемчужные  гирлянды

Следующий ярус состоит из белых жемчужных гирлянд на черном фоне. Этот фон говорит о том, что гирлянды прикреплены к крыше и свободно парят в пространстве.

Дизайн жемчужных гирлянд вполне традиционен, их часто рисуют по верхнему ярусу храмов, этот мотив также встречается на тибетском колокольчике дильбу. При этом неотъемлемой частью таких гирлянд являются киртимукха, волшебные существа-защитники, которых нередко изображают на дверных ручках монастырей и храмов. Именно они и держат в своей пасти жемчужные гирлянды. В песочной мандале эти существа не прорисованы, однако явно подразумеваются.

В каждом углу мандалы, среди жемчужных нитей можно заметить пять основополагающих символов пяти семейств будд. Двигаясь по часовой стрелке, мы замечаем сперва голубую ваджру - символ одноименного семейства, затем белое колесо Дхармы - символ семейства Татхагата, далее, непосредственно в углу, золотисто-оранжевую драгоценность - символ семейства Ратна, за которой следует белый лотос - символ семейства Падма и наконец объятый пламенем меч - символ семейства Карма.

Сточные  желобки

Мандала - это архитектурное сооружение с входами, стенами и крышей: в ее конструкции учтено почти всё. Поэтому нас не должно удивлять, что следующий ярус, состоящий из небольших белых пирамидок на темно-синем фоне, есть ничто иное, как сточные желобки, по которым с дворцовой крыши вниз стекает вода. В более отвлеченном смысле этот ряд означает очищение от всевозможных омрачений.

Источник:

Юлия Жиронкина. Тибетские песочные мандалы:
Буддийский тантрический монастырь Гьюдмед
. Самара. MonksArt, 2002

Перепечатка возможна только после согласования с автором.

<<     Карта мандалы Ченрезига    >>