ЧЕТЫРЕ   ВХОДА   В   МАНДАЛУ

Соотношение песочного дворца с его трехмерным аналогом

В мандалу ведут четыре входа, практически идентичных по своей структуре. Изучая их структуру, мы можем обнаружить практически все ярусы и элементы, с которыми уже встречались при рассмотрении мандалы: бордюры из драгоценных камней, сточные желобки, жемчужные гирлянды и даже маленькие победоносные знамена в золотых сосудах, стоящие на трех выступах входа. На самом верхнем ярусе, украшенном, как и крыша, белоснежными лепестками лотоса, ютятся едва различимые благоприятные зонты. Каждый вход в общей сложности состоит из одиннадцати ярусов: те дополнительные, которые не входят в число рассмотренных нами, являются декоративными элементами.    

Символы   четырех   семейств   будд

В середине каждого входа, над жемчужной гирляндой, а также в свободном пространстве с правой и левой стороны от входа обозначены символы соответствующих семейств будд.

Ваджра

Восточный вход в мандалу Ченрезига, отмеченный ваджройСимвол одноименного семейства и будды Акшобьи. Им отмечен восточный, синий вход.

 

 

 

Драгоценность

Южный вход в мандалу Ченрезига, отмеченный драгоценным камнемСимвол семейства Ратна и будды Ратнасамбхавы. Им отмечен южный, желтый вход. Этот камень имеет восемь граней, из которых нам видны только шесть, представленные на мандале разноцветными точками: три в нижнем ряду, две в среднем и одна в верхнем. Восемь граней драгоценности символизируют восемь сторон света и Благородный Восьмиричный Путь. Драгоценный камень объят языками пламени; огонь здесь, как и во всеисполняющей драгоценности, означает алмазную природу ума, которая излучает многоцветный свет пяти видов мудрости будд.

Колесо   Дхармы

Западный вход в мандалу Ченрезига, отмеченный колесом ДхармыСимвол семейства Татхагата и будды Вайрочаны. Им отмечен западный, белый вход. Тибетский термин, означающий "колесо Дхармы" (Chos kyi'khor lo) в буквальном переводе означает "колесо трансформации", или духовного роста. Быстрое вращение колеса говорит о быстрой духовной трансформации вследствие практики учения Будды. Являясь символом духовного роста, колесо Дхармы также означает преодоление всех препятствий и иллюзий.

Ступица колеса символизирует нравственную дисциплину, восемь спиц - аналитическую медитацию, обод - сосредоточение. Восемь спиц направлены в восемь сторон света и означают Благородный Восьмиричный Путь, который включает правильное воззрение, мышление, речь, поведение, образ жизни, усилие, внимание и средоточение. 

Меч

Северный вход в мандалу Ченрезига, отмеченный мечомСимвол семейства Карма и будды Амогасиддхи. Им отмечен северный, зеленый вход. Как защитный символ в буддизме меч говорит о победе Будды Шакьямуни над полчищами Мары - силами неведения. Являясь также знаком мудрости, меч разрубает завесу неведения, рассекает узлы иллюзий, которые опутывают существ, не позволяя им видеть абсолютную истину.

Меч будды Амогасиддхи подобен мечу бодхисаттвы Манджушри: его рукоятка в виде ваджры, а обоюдоострый клинок, свидетельствующий о нераздельности относительной и абсолютной истины, объят пламенем. Это огонь мудрости полного Просветления, пылающий в десяти направлениях.

Лани   и   колесо   Учения

Каждые из четырех врат мандалы увенчаны эмблемой, которая традиционно украшает вход в любой буддийский храм или монастырь: две лани, опустившиеся на колени перед Колесом Учения. Эмблема эта переносит нас во времена, когда Будда Шакьямуни впервые "повернул Колесо Дхармы" в Оленьем Парке Сарнатха, дав учение, получившее название "Четыре Благородные Истины": истина о страдании, причине страданий, возможности его прекращения и пути его преодоления.

То смирение и внимательность, с которыми слушают Учение Будды дикие лани, ни имеющие постоянного пристанища и вынужденные кочевать с места на место, должны быть ориентиром для каждого, кто решил посвятить себя духовному пути.

Перекрещенная   ваджра

Округлая арка, которая вырисовывается за каждым входом в мандалу, в действительности является оконечностью огромной перекрещенной ваджры, лежащей в основании небесного дворца: кончик ее срединной спицы, того же цвета, что и сам вход, едва касается лепестков большого лотоса. Две другие спицы, которые и создают заметную для нас "арку", соответствуют по цвету двум вратам, расположенным слева и справа от данного входа. У восточных и западных врат эти спицы будут, следовательно, желтой и зеленой, а у северных и южных - белой и синей. Пять спиц ваджры символизируют пять видов мудрости пяти семейств будд.

Перекрещенная ваджра, или вишваваджра, является воплощением принципа стабильности. Она лежит в основании любой мандалы и поистине огромна. Если посмотреть на трехмерное изображение дворца, выясняется, что высота фундамента мандалы практически идентична высоте самого дворца!

Макара

Макара, охраняющая вход в песочную мандалуС правой и левой стороны от каждого входа в мандалу можно увидеть необычных животных, это макара, или по-тибетски чусинг: морское волшебное животное, сочетающее в себе признаки сразу нескольких животных. Нижняя челюсть принадлежит крокодилу, а верхняя заканчивается слоновьим хоботом. Верхняя пара клыков и уши наводят на мысль о диком кабане, а широко расставленные глаза - об обезьяне, чешуя, как у рыбы, а хвост, как у павлина. Со временем у чусинга появились также львиные лапы, конская грива, рыбьи жабры и драконьи рога. Это животное, обладающее свирепостью крокодила, было знаком силы в древней Индии. В буддизме ваджраяны оно стало символом твердости и несгибаемости: именно поэтому им украшены спицы ваджр и ритуальные ножи.

В песочной мандале мы видим только двух чусингов у каждого входа, на самом деле головы чусингов украшают каждую из спиц вишваваджры.

Древо,   исполняющее   желания

По обе стороны от каждого входа (на красном выступе, а не на крыше, как кажется при взгляде на песочную мандалу) стоят золотые сосуды, украшенные множеством драгоценностей, чье горлышко обвязано шелковой материей из мира богов. В сосудах этих растут чудесные деревья, способные исполнять желания всех существ. С наступлением каждого нового сезона они меняют свой облик, цветы и плоды их прекрасны, благоухания божественны. Они сверкают и переливаются, словно драгоценные камни. Корни их удерживают воду долголетия и порождают сокровища в изобилии.

Главное древо, исполняющее желания, растет на вершине горы Меру, и его ствол совпадает с центральной осью Вселенной.

Рощи таких деревьев стали причиной раздора между богами и полубогами асурами. Ведь согласно буддийской космологии корни и стволы их находятся в царстве полубогов, а кроны, отягощенные соцветиями и плодами, - в царстве богов. Асуры черной завистью завидуют богам, которым достаются цветы и плоды, их извечная битва запечатлена на тханке "Колесо жизни".

Сосуды с деревьями, исполняющими все желания, которые мы видим у четырех входов дворца - это дары Вселенского Монарха, поднесенные божествам мандалы. Всего таких деревьев восемь, по числу совершаемых им подношений: он подносит буддам себя самого и семь своих главных сокровищ. Крона каждого дерева, и это хорошо видно на трехмерной мандале, украшена всеми восемью эмблемами с изображением этих подношений. В других традициях на песочной мандале кроны деревьев украшаются восьмью разноцветными точками - символами восьми подношений. В традиции монастыря Гьюдмед в песочной мандале на каждом из восьми деревьев часто изображается по одной эмблеме, которые зато тщательно прорисовываются. При этом подразумевается, что на каждом дереве присутствуют все восемь эмблем.

Семь  сокровищ
Вселенского  Монарха  Чакравартина

Чакравартин

Вселенский Монарх - ЧакравартинЧакравартин - монарх, который правит Вселенной исходя из мудрости и сострадания. С рождением Чакрвартина в его царстве спонтанно возникает семь духовных богатств: вера, нравственность, честность, скромность, стремление к знанию, отречение от удовольствий сансары и мудрость. Одновременно появляется семь сокровищ, или семь атрибутов царской власти Чакравартина: драгоценное колесо, драгоценный камень, супруга монарха, его министр, слон, конь и генерал.

Колесо и драгоценный камень - символы светской власти и духовного величия Чакравартина и чудодейственные средства достижения его целей. Конь и слон, выражение неистощимой энергии и мощи, - его средства передвижения. Царица, министр и генерал, воплощение любви, мудрости и силы, - его опора и благословение.

На мандале эмблема с изображением Чакравартина завершает ряд подношений Вселенского Монарха. Отсчет начинается от восточного входа с драгоценного колеса.

Драгоценное  колесо

Драгоценное колесо о тысяче спицах - это первое и величайшее сокровище Чакравартина. Оно обладает необычайным блеском и сделано из золота, добытого в реке Джамбуд нашего континента Джамбудвипы. Его тысяча спиц символизирует тысячу будд настоящей эры (бхадракальпы). При этом драгоценное колесо часто изображается с восемью спицами, соответствующими восьми направлениям, или Благородному Восьмеричному пути, который открыл Будда Шакьямуни.

По описаниям колесо это громадного размера - 500 йоджан в диаметре, а блеск его сравним с сиянием солнца. Золотое колесо - символ светской власти и духовного превосходства. Бог Брахма преподнес Шакьямуни колесо о тысяче спицах, когда тот достиг Пробуждения. Это эмблема величайших царей Тибета, правящих в соответствии с Дхармой, а также атрибут многих предшествующих воплощений далай-лам.

Драгоценный  камень

Драгоценный камень, или всеисполняющая драгоценность, осуществляет все желания Чакравартина и тех, кто попадает в сферу его свечения. Он обладает восемью волшебными свойствами: своим сиянием рассеивает ночную мглу; приносит прохладу в нестерпимую жару; дарует тепло в лютую стужу; вызывает дождь с небес или порождает источник живительной влаги, когда его хозяина мучает жажда; исполняет любые желания своего господина; обладает властью над властителями земли нагами, тем самым предотвращая наводнения, бури и проливные дожди; излучает многоцветный свет, избавляющий от омрачений; своим сиянием исцеляет от всех болезней каждого, кого коснутся его лучи; оберегает от внезапной смерти, с тем чтобы смерть его хозяев была естественной и в благоприятной последовательности - дед, отец, сын.

Камень этот - ляпис-лазурь. Он - гладкий, восьмигранный и сияет, словно солнце. Часто его несет на спине драгоценный конь или держит в руках драгоценный министр.

Драгоценная супруга

Супруга Вселенского Монарха ЧакравартинаДрагоценная супруга Чакравартина - самая прекрасная из женщин. Тело ее источает аромат камфары, а дыхание сравнимо со сладким благоуханием лотоса утпалы в летнюю ночь. Она наделена тридцатью двумя признаками божественной женщины.

Она также обладает восемью совершенствами. Она безгранично предана своему владыке Чакравартину и не помышляет ни о каком ином мужчине. Она не испытывает ревности, если Чакравартин проявляет интерес к другим женщинам. Супруга Вселенского Монарха способна дать жизнь множеству здоровых сыновей. Она неустанно трудится на благо царства Чакравартина. Она наделена женской мудростью и во всем поддерживает начинания своего владыки. Супруга Чакравартина говорит только правду, и речь ее изыскана. Ее не влекут земные услады она не разделяет ложных взглядов.

Драгоценная супруга почитает своего мужа, Чакравартина, и вызывает восхищение подданных. Вместе они приносят людям мир, процветание и счастье, их царство неизменно пребывает в гармонии, а их единение и череда наследников дают надежду на будущее.

Драгоценный  министр

Министр Вселенского Монарха ЧакравартинаДрагоценный министр наделен божественным оком, которое видит за тысячу миль. Ум его остр, как лезвие бритвы. Он - прекрасный слушатель, и терпение его безгранично. Поэтому он является лучшим советником Чакравартина. Единственное устремление драгоценного министра - творить благие дела, дабы утверждать дхарму, защищать всех живых существ и приносить им пользу. Находясь на службе у своего владыки, он способен находить клады, дабы приумножить царскую казну. Тонкий дипломат, он обладает глубокими познаниями в области управления страной, религии и этики, понимая и разделяя устремления Вселенского Монарха. Драгоценный министр часто изображается со всеисполняющей драгоценностью или сокровищницей в правой руке.

Драгоценный  слон

Слон Вселенского Монарха ЧакравартинаДрагоценный слон обладает силой тысячи обычных слонов. Он - царь среди слонов, громадный, как гора. Кожа его бела, как снег. Из его лба исходит аромат, который влечет к нему всех других слонов.

В бою драгоценный слон стоек, бесстрашен и непобедим. Он столь неутомим, что способен в один день обойти весь континент Джамбудвипу.

В мирные времена он мудр и исполнен достоинства, поступь его мягка и грациозна, исполнена величия и красоты. Когда Чакравартин седлает его, он покорен хозяину, повинуясь его мысленным приказаниям. Его шею украшает золотое ожерелье с драгоценными камнями, а поводья тонки, как нити. Его часто изображают с драгоценным колесом на спине или покрытой материей чашей для подаяний Будды Шакьямуни.

Драгоценный  конь

Драгоценный конь обладает тридцатью двумя признаками небесного скакуна. Как и конь ветра, он стремительно скачет без устали и способен облететь континент Джамбудвипу трижды за день. Тело его белое, как перо лебедя, он взнуздан золотой драгоценной упряжью из мира богов.

Формы его совершенны, грива из десяти тысяч волосков мягка и приятна на ощупь, длинный струящийся хвост подобен хвосту кометы. Он несет Чакравартина, не чуя ноши. Поступь его тверда, легка и бесшумна. Драгоценный конь часто носит в седле всеисполняющую драгоценность, распространяя благословения по всему царству Вселенского Монарха. Ибо там, где оказывается всеисполняющая драгоценность, она проявляет свои чудодейственные свойства.

Драгоценный  генерал

Генерал Вселенского Монарха ЧакравартинаДрагоценный генерал облачен в шлем и броню древнего воина - кованые пластины скреплены кожаными ремнями. В правой руке он держит вознесенный меч, а в левой - щит, являя готовность объявить войну или выступить на защиту царства. Доблестный воин, он никогда не терпит поражения в битве, в совершенстве овладев шестьюдесятью четырьмя искусствами ведения боя. Его устремления созвучны желаниям Чакравартина: он знает в точности, чего хочет его повелитель. Он бьется за истину и справедливость; отказавшись от неправедных действий, он не причиняет вреда никому. Когда благородная дхарма почитается во владениях Чакравартина, когда царит мир, основанный на мудрости и сострадании, генерал снимает доспехи и становится драгоценным домохозяином.

Дакини
с  гирляндами  и  цветами

Над большими перекрещенными ваджрами, лежащими в основании дворца, по левую и по правую руку, возносятся разноцветные облака. Здесь мы снова встречаемся с дакинями, которые, вполне оправдывая свое название, танцуют на облаках. С высоты небес они подносят буддам мандалы цветочные гирлянды, выказывая им свое почтение.

Источник:

Юлия Жиронкина. Тибетские песочные мандалы:
Буддийский тантрический монастырь Гьюдмед
. Самара. MonksArt, 2002

Перепечатка возможна только после согласования с автором.

 

<<     Карта мандалы Ченрезига     >>