Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Поленов  Василий  Дмитриевич  (1844-1927)

Эрехтейон. Портик кариатид

Эрехтейон. Портик кариатид - В.Д. Поленов, 69 kb

1882. Холст, масло. 40 х 27,4. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 69 kb   1024 x 768, 117 kb

    С ноября 1881 по апрель 1882 года Василий Дмитриевич Поленов предпринял путешествие по странам Ближнего Востока и Греции совместно с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и художественным критиком А.В. Праховым в связи с возобновлением в 1881 году работы над картиной "Христос и грешница". Во время поездки Поленов побывал в Константинополе, Александрии, Каире, посетил святые места Палестины и Сирии, на обратном пути заехал в Грецию.

 Эрехтейон. Портик кариатид - Деталь - В.Д. Поленов    Античная архитектура поразила и восхитила художника своей необычностью и самобытностью: "Мы провели в Афинах одиннадцать дней до 4 апреля... Акрополь удален от современных Афин, и можно вполне спокойно и в уединении среди облаков, покрывающих все пространство Акрополя, мечтать о великих событиях, свидетелями которых были эти здания. Во время нашего пребывания трава там цвела, и аромат ромашки, наполнявший воздух, восхищал меня".

    Почти на северном краю Акрополя возвышаются белые стены Эрехтейона – так веками называли храм Афины Полии (Покровительницы). Название идет от Эрехтея – имени одного из мифических царей Аттики, хотя так же звучит и одно из имен Посейдона. Храм был воздвигнут архитектором Филоклом в 421-406 гг. до н. э. во время Пелопоннесской войны. Это сложное сооружение служило местом сохранения различных древнейших культов.

    Поленов изобразил Эрехтейон не целиком, а выбрав наиболее выразительный и характерный его элемент – портик с шестью женскими фигурами – кариатидами. Согласно Витрувию кариатиды были благородными женщинами города Карии, которых заставили надеть красивые одежды и затем отдали в рабство персам, чтобы спасти город.

    Этюд Поленова наделен особой образной силой. Непосредственность и свежесть впечатлений, мастерская передача солнечного света, который как будто ласкает древнюю архитектуру, сочетаются в нем с размышлениями художника о величии античной цивилизации.

    Этюды, исполненные во время поездки и явившиеся своеобразным отчетом художника о путешествии, были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым.

Публикация.

Литература.

В.Д. Поленов

Николай Рерих

Д.-Г. Росетти.
Корреджо.
Дж. Романо.
 
Ж.-О. Д. Энгр.
Корреджо.
Г. Семирадский.
В.Д. Поленов.

В начало