Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Рерих  Николай  Константинович  (1874-1947)

Сокровище Ангелов

Сокровище ангелов - Н.К. Рерих, 101 kb

1905. Холст, масло, темпера. 315 х 366. Частная коллекция, Лондон

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 101kb   1024 x 768, 151kb

    Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино.

Сокровище Ангелов - Деталь: Ангел    Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло - символы чего начертаны на камне».

    Начав свое путешествие за рубежом с туманного Альбиона в том же 1908, картина переместилась за океан и демонстрировалась в городах Соединенных Штатов Америки: Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Денвере, Канзас-Сити, не вернувшись ни разу с тех пор на родину.

    Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. могущественным датским королем Харальдом Синезубым.

Йеллингский камень. Фото    Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея.

    Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю.

 Сокровище Ангелов - Деталь: Камень   К открытию своей Лондонской выставки (1908) Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово».

    «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. как бы врозь не пошло и добро, и зло. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет.»

Публикация.

Литература.

Николай Рерих
Легенды и мифы
Русская серия:
Боттичелли.

Рождение Венеры

П.-П. Рубенс.
Рембрандт.
Э.-К. Берн-Джонс.
Театральные эскизы:
Д.-Г. Россетти.
И.К. Айвазовский.
Из серии "Sancta":
М.А. Врубель
Из серии "Знамена Востока":
Н.К. Рерих.
Из серии “Его Страна”:
Из серии "Майтрейя (Красный Всадник)":
С.Н. Рерих.
Из серии “Кулу”:
В.М. Васнецов.
* * *

В начало