Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Леонардо  да  Винчи   (1452-1519)

Святая Анна с Марией и младенцем Христом

Святая Анна с Марией и младенцем Христом - Леонардо да Винчи, 82kb

1508-1518. Доска, масло. 168 x 130. Лувр. Париж

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 82kb   1024 x 768, 129kb

Святая Анна с Марией и младенцем Христом - Деталь: Анна и Мария    Святые Леонардо да Винчи по-человечески земные и в то же время в высшей степени совершенны и прекрасны. Леонардо подчёркнуто не рисует над их головами нимбы, чтобы не причислять их к рангу святых формальным путём. В божественности же героев убеждает прежде всего их идеально-возвышенный облик и одухотворённая красота.

    Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в поколение, через прошлое к будущему. Леонардо выявляет свой замысел с помощью несложных геометрических построений. Действительно, в композиции явно просматривается движение, которое направленоСвятая Анна с Марией и младенцем Христом - Деталь: Младенец по диагонали вниз из левого верхнего угла. Оно начинается с горного хребта, который своей дугой повторяет рисунок плеча и правой руки Девы Марии. Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны - матери Марии. Мотив наклонных линий многократно повторен в протянутых руках Марии и младенца и имеет своим завершением маленького ягнёнка - символ жертвенного агнца. По этому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание. Если Анна смотрит с величавой радостью, то Мария - с нежностью и состраданием, как будто предчувствуя трагическую гибель своего сына.

    Леонардо считал художников «внуками бога», а сферу живописи распространял на «философию природы», в том числе, надо полагать, и на философию света. Можно сказать, что свет в его произведениях отождествляется с божественной сущностью персонажей, свет вершит красоту. «Взгляни на свет и вглядись в его красоту», - всегда советовал Леонардо. Сам художник понимал свет как субстанцию, наделённую высшим духовным началом. Любовь вечная, проходящая через все поколения, - любовь Анны, любовь Марии - помогает узреть этот свет, который и есть само божественное очарование.

Е.П. Маточкин,
канд. искусствоведения г. Новосибирск

Публикация.

Литература.

Фрагмент книги Е. Маточкина "Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха"

Леонардо да Винчи
Богоматерь

Гирландайо.
Рождение Марии

Пинтуриккьо.
Благовещение

Боттичелли.
Мистическое Рождество
Мадонна под балдахином
Мадонна Магнификат

С.Н. Рерих.
Пиета

Икона
Богоматерь Владимирская

Джорджо.
Коронование Марии

Микеланджело.
Святое семейство

Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах
Святая Анна с Марией и младенцем Христом
Мадонна Литта

Мазаччо.
Мадонна с Младенцем

Пармиджанино.
Мадонна с Младенцем, ангелами
и св. Иеронимом

Рафаэль.
Мадонна ди Фолиньо

Фра Анджелико.
Алтарь Сан Марко

В начало