Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Федор  Александрович  Васильев  (1850-1873)

Березовая роща к вечеру

Березовая роща к вечеру - Ф.А. Васильев, 72kb

1867-1869. Холст, масло. 42,5 x 35. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 72kb   1024 x 768, 106kb

Березовая роща к вечеру - Деталь: Макушка березы    Чаще всего в своих пейзажах Федор Васильев изображал природу в ожидании перемены ею своего состояния. Чуткое сопереживание всем тончайшим изменениям и самому дыханию природы позволяло ему передать ее внутреннее одухотворение. Сам он, делясь сокровенным, писал, «что любовь к природе для него равна любви к Богу». Принимая во внимание недосказанный талант художника (в силу трагической краткости творческого пути), можно предположить в исканиях Федора Васильева предчувствие левитановских пейзажей настроения. «Без участия сердца он работать не мог» (слова Крамского). В каждую большую или малую вещь вкладывал тот огонь, что сжигал его постоянно.

    Укоренный процесс эстетического освоения натуры интуитивно подсказывал художнику необходимость найти новый живописный подход к передаче меняющегося цветового строя природы. Этот путь исканий Васильева встречается в ряде его работ. Среди них свое место занимает и этюд «Березовая роща к вечеру», предположительно включенная в ряд его пейзажей, связанных с летней жизнью в Тамбовской губернии.

Березовая роща к вечеру - Деталь: Береза    Картина написана, в отличие от многих других работ этого времени, широко кроющим приемом живописи, как бы стремящимся уловить свет предвечернего солнца, изменившего цвет зелени и подчеркнуто выделившего на березах белизну обнаженных ветвей. Принятое здесь композиционное решение картины уже само собой выдвинуло на первый план пейзажный строй создаваемого образа с переданным в нем прекрасным моментом состояния природы в час угасающего летнего дня. Гармонией золотистого предвечернего света и мягких закатных красок, озаривших высокое небо и кроны деревьев у затененной каменной изгороди, раскрыта художником общая цветовая гамма этого поэтичного пейзажа, как бы утверждающая собой вечную присущую природе изменчивую цветность.

    На картине, как это обычно бывает, нет авторской подписи, но по ее нижнему краю Иван Крамской сделал надпись: «Этюдъ Ф. Васильева свидетельствую И. Крамской». Такое удостоверение авторства потребовалось, когда художника уже не было в живых, а его картины и этюды пользовались невероятно большим успехом у любителей искусства; за подлинные работы Васильева выдавались пейзажи, никакого отношения к нему не имевшие. Посмертная выставка художника, устроенная в Петербурге стараниями Крамского и открытая зимой 1874 года, привлекла к себе огромное внимание. Все картины оказались распроданными еще до ее открытия.

Публикация.

Литература.

Ф.А. Левитан Лесной пейзаж

Близ Красного села

Лето. Речка в Красном Селе

   

В начало