Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Боголюбов  Алексей  Петрович   (1824-1896)

Синопский бой

Синопский бой - А.П. Боголюбов, 77 kb

1860. Холст, масло. 305 x 402. Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербург

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 77kb   1024 x 768, 126kb

Синопский бой - Деталь: Две эскадры    Примечательной частью творчества Боголюбова является его деятельность по созданию серии картин из истории русского военно-морского флота. Она может быть поставлена обособленно, как историческая живопись, которую Боголюбов выполнял, будучи художником Главного морского штаба.

    Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Тогда им были написаны «Синопское сражение 18 ноября 1853 года», «Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года», «Взятие парохода "Первоз-Бахре" пароходом «Владимир» и другие. В этих картинах Боголюбов запечатлел с документальной точностью происходящие события по описаниям очевидцев и по своим этюдам, которые он сделал в Синопе в 1856 году.

    «Синопский рейд произвёл на меня сильное впечатление; сюда я ехал подготовленный всеми реляциями известного славного боя, а потому, только что мы попали в бухту, воображение уже рисовало мне две линии флотов - русского и турецкого с клубами пушечного дыма и следующими друг за другом взрывами...

Синопский бой - Деталь: Турецкое судно    Само собой разумеется, что прежде чем приступить к какой бы то ни было работе, я собирал всевозможные сведения о действиях нашего флота и о диспозиции турецких судов. Изучить последнее оказалось очень просто, стоило только сесть на лодку и проехаться по бывшим турецким линиям. Невдалеке от берега, на дне бухты, чернелись остовы судов, а два фрегата лежали на боку у подножия крепости. Жители рассказывали мне, что пожар многих турецких судов произошёл от зданий, горевших на берегу, - пламя раздувало и крутило вихрем до того сильно, что он отрывал и разбрасывал целые горящие брёвна...

    Диспозиция наших судов мне была известна из реляции, а потому я должен был обратиться к изысканию пункта для картины. На это у меня ушло около недели. Я решил взять точку с первой батареи, откуда, хотя и немного с птичьего полёта, вправо виднелся город с его затейливыми башнями, стеною, как бы текущею прямо в воду, и синеющею далью гор, окружающих бухту.» (А. П. Боголюбов).

Синопский бой - Деталь: Турецкая шлюпка    В начале 1860 года после семилетнего пребывания за границей художник возвратился в Россию. Выставка работ Боголюбова, устроенная в залах Академии в ноябре 1860 года в пользу вдов и сирот художников, произвела на современников огромное впечатление. Художник, уезжавший в заграничную командировку добросовестным учеником Воробьева и откровенным подражателем Айвазовского, вернулся интересным своеобразным мастером, усвоившим современную европейскую технику живописи.

    «Выставка моя посещалась бойко, - рассказывал Боголюбов, - и стояла целый месяц. . . Я составил себе имя, которым честно живу и теперь». Александр II купил все картины из истории Крымской войны, в том числе и «Синопский бой», щедро оплатив эти работы.

Публикация.

Литература.

А. П. Боголюбов. Записки моряка-художника. 1856

Алексей Боголюбов Баталии
А. П. Боголюбов.
А. П. Боголюбов.
(полный текст книги)

В начало