Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Жан-Оноре  Фрагонар  (1732-1806)

Счастливые случайности качания на качелях

Качели - Фрагонар, 81 kb

1767. Холст, масло. 81 x 65. Коллекция Уоллес. Лондон

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 81kb   1024 x 768, 128kb

    Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и веселый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Художник прославился, создавая полотна с любовными, изящно-фривольными сценами, блестяще выразившими изысканность стиля рококо. Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок - все это характерно для стиля рококо - искусства, призванного прежде всего радовать взгляд.

Качели - Деталь: Прелестница    Сюжет этой очаровательной картины, столь характерной для творчества художника, игриво эротичен. Юная красавица, взлетев на качелях, в самозабвенном упоении сбрасывает туфельку. Снизу, из-за кустов, девушкой любуется ее возлюбленный.

    Картину заказал Фрагонару барон де Сен-Жюльен, известный свободой своих нравов. Делая заказ, барон оговорил некоторые особенности композиции. Указав на свою возлюбленную, он сказал художнику: «Меня на холсте поместите так, чтобы мне были хорошо видны ножки этой прелестницы». Сброшенная с ноги туфелька - блестящая находка художника. Эта деталь притягивает внимание зрителя и придает динамизм композиции.

Качели - Деталь: Купидон    На фоне густой зелени сада движется пышный силуэт розового платья юной прелестницы; оно вздувается и разлетается от движения качелей. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. В игре солнечных бликов каменный бог любви Купидон кажется живым. Прижав палец к губам, он словно просит нас не выдавать притаившегося в кустах барона. Пьедестал статуи Купидона украшен классическим рельефом с изображением трех граций, античных богинь красоты. Два обнявшихся амура верхом на дельфине изящно вторят любовной теме.

    Барон Сен-Жюльен, видимо, довольно долго не показывал публике написанную для него картину, и она получила широкую известность только после того, как в 1782 году с нее была сделана гравюра.

Публикация.

Литература.

Жан-Оноре Фрагонар Жанровые сцены
И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
В.Е. Маковский.

Лето. Полиптих

С.Н. Рерих.
Г. Семирадский.
 
В.В. Верещагин.
В.И. Суриков.
Э. Мане.
П.-О. Ренуар.
Ж.-О. Фрагонар.
Д.-Г. Россетти.
Э. Дега.
К.П. Брюллов.
И.Е. Репин.
В начало