Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

Клод  Моне  (1840-1926)

Скала Эгюй и Порт д’Аваль

Скала Эгюй и Порт д’Аваль - Моне, 104 kb

1885. Холст, масло. 65 x 81. Институт искусств Стирлинг и Фрэнсин Кларк, Уильямстаун. Массачусетс

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 104kb   1024 x 768, 170kb

Скала Эгюй и Порт д’Аваль. Этрета - Деталь: Порт д'Аваль    Справедливо считается, что «наиболее красивые утесы Франции» находятся в курортном местечке Этрета в Нормандии. Еще в 1847 году его небольшие гостиницы и пансионы приглашали любителей купания в океане, а во времена Моне Этрета часто посещали писатели и живописцы, среди которых были Делакруа, Изабе (мастер Йонкинд), Коро, Буден и Матисс.

    Известный французский писатель Ги де Мопассан в романе «Жизнь» так живописал место, позже отображенное Моне: «У горизонта небо опускалось и сливалось с океаном. У берега большая тень падала от подножия отвесного скалистого утеса, а склоны его ... были залиты солнцем. Позади бурые паруса отплывали от белого феканского мола, а впереди скала странной формы, закругленная и продырявленная насквозь, напоминала огромного слона, который погрузил хобот в море. Это были "Малые ворота" Этрета».

    Клод Моне часто приезжал работать на побережье. В 1883 году художник поселился в Живерни, совершая краткие поездки в Бретань и Нормандию. В 1883-1886 годах Моне несколько раз побывал на берегу Ла-Манша, где береговые утесы обрываются в море, а высокие скалы, разрушенные ветрами и прибоем, возвышаются над водой наподобие фантастических аркад.

    Изображенный на картине скалистый утес Эгюй (фр. «Игла») и каменные ворота Порт д’Аваль, еще в юности привлекли внимание Моне выигрышностью мотива. В 1883 году его новое увлечение драматическими темами вернуло мастера к скалистым утесам Этрета, и потому до 1885 он возвращался сюда каждый год. Работая над полотном «Скала Эгюй и Порт д’Аваль» (L’Aiguille et la falaise d’Aval), художник располагался у подножия расселины в утесе Валез д’Жамбург, к западу от Этрета. Здесь во время прилива в свете зимнего утра им и была написана эта картина.

    Работая в Этрета, Моне встречался с Ги де Мопассаном, который вспоминал: «Я часто следовал за Клодом Моне, когда тот бродил в поисках впечатлений. В те минуты он казался не художником, а настоящим охотником. У него всегда было с собой по 5-6 полотен, которые с удовольствием носили местные дети... Он по очереди брал то одно, то иное полотно в зависимости от меняющихся условий. Иногда художник подолгу ждал подходящих погодных условий.

    Я видел, как он поймал свом взором переливающийся поток света на белой скале, а затем запечатлел его гаммой желтых тонов в своем пейзаже. Другой раз он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст - и в самом деле, это был настоящий дождь, перенесенный на полотно».

  Этрета. Вид на юго-западную сторону Порт д'Аваль
Каменные ворота Порт д'Аваль и скала Эгюй. Восточная сторона
Этрета. Вид на юго-западную сторону Порт д'Аваль
Этрета. Порт д'Аваль с запада (Нормандия)

Литература.

А.П. Боголюбов. Этрета. Отлив (Франция)

Клод Моне   Марины

Главная дорожка через сад в Живерни

Дворец дожей

Белые кувшинки. Живерни

Водяные лилии в пруду, облака

Руанский собор

 

У. Tернер.
Метель. Пароход выходит из гавани и подает
сигнал бедствия, попав в мелководье

Фрегат "Смелый", буксируемый к месту последней стоянки на слом

В начало