Предыдущая картина  Картина недели   Следующая картина

 

Охота на львов

Охота на львов - Миниатюра, 100 kb

Могольская миниатюра. XVII в. Российская Национальная библиотека. Москва

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 100kb   1024 x 768, 154kb

Охота на львов - Деталь: Всадник

    Одним из важнейших литературных жанров при дворе Акбара стал исторический жанр. В китабхане городов Фатехпур-Сикри и Агры переписывались хроники, мемуары и эпические сказания, как связанные с именами Тимуридов и Чингизидов, так и легенды завоеванной земли.

Охота на львов - Деталь: Лучник

    Здесь переписывались и иллюстрировались жизнеописание Чингиз-хана "Чингиз-наме", "Тарих-и Алфи" ("История тысячелетия") и "Тарих-и хандан-и Тимурийя" - "История дома Тимура" (т.е. Бабуридов), переводы и переложения "Шахнаме", "Махабхараты", "Рамаяны", "Харивамша-пураны", наряду с оригинальной персидской поэзией и трактатами.

    Исторические хроники занимали центральное место в китабхане Акбара, продолжившего дело, начатое его дедом Бабуром, во многом близком ему и по темпераменту, и по отношению к своим монаршим обязанностям.

    "Стремление определить место Акбара как в самой династии Тимуридов, так и в мировой истории, имело своим следствием создание иллюстрированных версий "Акбар-наме" Абу-л Фазла около 1590 и 1604 г., мемуаров Бабура … около 1589, 1591, 1593 и 1597-1598 гг., а также "Чингиз-наме", завершенной в 1596 г." (М. Бранд).

    Сефевидские мастера, возглавившие мастерские Хумаюна, отца Акбара, а затем и самого Акбара, принесли с собой высочайшую технику письма, в которой огромное значение придавалось подготовке бумаги (с тщательной грунтовкой и лощением), составу красителей и качеству кистей, тончайшие из которых изготавливались из одного волоса. Вместе с ними пришли и многие технические приемы и стилистические черты молодого могольского искусства - изначальная пропись грунтованного листа мокрой кистью, затем повторение этого рисунка красной или черной краской и, наконец, исполнение его в цвете темперой. Окончательная отделка миниатюры принадлежала уже иллюминатору, наносившему на рисунок позолоту в виде растворенного золотого порошка или листочков золотой фольги, которые иногда вновь покрывались тонким орнаментом.

    Первые иллюстрированные манускрипты "Акбар-наме" и "Бабур-наме" появились почти одновременно. При том размахе производства рукописей, которого достигли мастерские Акбара, над ними должны были трудиться целые артели живописцев и иллюминаторов. Иллюстрированные списки "Бабур-наме" из Британского музея в Лондоне и Национального музея в Дели имеют на миниатюрах подписи более чем сорока художников. В это время уже наметилась и специализация художников - одни известны более как портретисты, другие прославились изображением цветов или животных; часто одна миниатюра выполнялась несколькими мастерами: композиция намечалась одним художником, другой ее расписывал, третий дописывал портреты в групповых сценах. Некоторые типологически близкие сюжеты - сражения, сцены охоты или дворцовых приемов перекликаются по композиции в жизнеописаниях обоих монархов.

Из статьи И.И. Шептуновой. Миниатюра эпохи Акбара

Публикация.

Литература.

Фрагмент книги "Акбар-наме" (Глава о рождении Акбара)

Миниатюра

Могольская миниатюра:

Охота на львов

Пир Бабура в саду "Джехан-ара"
в Герате в гостях у Бади-уз-заман-мирзы

Сцена борьбы акробатов из «Гулистана» Саади

Хумаюн и Акбар с приближёнными

Падишах Акбар

Говардан.
Акбар со львом и теленком

В начало