Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Рерих  Святослав  Николаевич  (1904-1993)

Канченджанга утром

Канченджанга утром - С.Н. Рерих, 68 kb

1952. Холст, темпера. 92 x 153. Карнатака Читракала Паришатх, Бангалор, Индия

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 68 kb   1024 x 768, 104 kb

    Особое место в творчестве Святослава Рериха занимают Гималаи: «Я полагаю, что ни один горный хребет в мире не сравнится с ними не только вследствие их живописности, но также вследствие исторических и философских ассоциаций, связанных с ними».

    Его отец, Николай Константинович Рерих, писал: «Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях. Самые лучшие люди сердечно устремляются к этому сокровищу Индии. ...Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев.

Канченджанга утром - Деталь: Главная вершина - С. Н. Рерих    Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая».

    Отец и сын в разные годы обращались к притягательному образу гималайских вершин. Они писали их на рассвете, когда в долинах еще лежала тень, а горные вершины искрились в первых лучах солнца. Они писали их на закате, когда в долинах уже была тень, а горные пики пылали в закатных лучах солнца, словно угли тлеющего костра.

    Легендарная Канченджанга - одна из высочайших вершин мира - неизменно привлекала внимание Николая и Святослава Рерихов. Трудно сосчитать сколько раз изобразил священную гору Николай Константинович. Он писал ее с Дарджилинга и с Тигровой горы, из Фалюта и Сандакпу, от Пемаянцзе и Ташидинга.

Канченджанга утром - Деталь: Вершина - С. Н. Рерих    Святослав Рерих неоднократно запечатлел эту гору на больших полотнах. Вершина ее была хорошо видна из дома в Калимпонге, где после ухода Николая Константиновича продолжали жить Юрий Николаевич и Елена Ивановна Рерихи.

    Как и его отец, Святослав Рерих многократно писал Канченджангу при различных состояниях природы, изображая снежные пики в утреннем и вечернем свете, на границе дня и ночи. В его полотнах передано все космическое величие Гималаев, эпическая мощь мира гор, в котором резкие, четкие формы каменных громад контрастируют с клубящимися облаками и туманами, заполняющими ущелья.

    Американские критики писали о гималайском цикле Святослава Рериха: «Глубоко чувствуя силу природы в этих формах, он заставляет зрителя ощутить их тайну так же, как их реальность».

    При общности взглядов и мыслей, художники, отец и сын, донесли до нас несравненную красоту Гималаев, которая притягивает людей и, в присутствии которой, «человеческий дух приближается к божественному».

Канченджанга. Вид с обзорной точки у Гангтока. Сикким
Канченджанга. 1924 - Н.К. Рерих
Канченджанга. Утро. Дарджилинг. Сикким
Канченджанга на закате. Дарджилинг. Сикким
Канченджанга. Главная вершина. Дарджилинг. Сикким
Канченджанга. Южная окраина Дарджилинга. Сикким

Публикация

Литература.

Очерк Н.К. Рериха "Сокровище снегов"

Галерея картин Н.К. Рериха "По тропам Срединной Азии"

С.Н. Рерих   Горы
Посвящены Индии:

М. Сарьян.

С.Н. Рерих.
О святых и подвижниках:

Н.К. Рерих.

Портреты:
Б.А. Смирнов-Русецкий.
Этика:
Натюрморт:
В начало