Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Рерих  Николай  Константинович  (1874-1947)

Матерь Мира

Матерь Мира - Н.К. Рерих, 61kb

1930-е. Холст, темпера. 97 x 65,2. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 61kb   1024 x 768, 113kb

    Матерь Мира! Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.

    Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это есть лишь фазы движения, недоступные нашему глазу.

    Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции.

    Сколько красоты, самоотвержения и трагичности в этом величественном Облике! Устремите сердце Ваше к Высшему, и радость и горение сойдут в душу Вашу. Все творчество человека, все мистические восторги являются результатом той же явной или скрытой любви. И будем помнить, что для чистого все чисто.

    Когда-нибудь напишете прекрасные гимны Покрывалу Матери Вселенной, сияющему всеми цветами радуги, всеми радостями бытия и великого творчества. Ибо нет жизни, нет проявления духа без матери Вселенной Великой Материи всего сущего.

    Истинно, как немыслима земная семья без человеческой матери, точно так же немыслимо существование Космоса без Божественной Матери, так же как и каждой планеты в нем. Так небо и земля подчинены действию одних и тех же вечных, неизменных, божественных законов, величайший из которых - закон аналогии - осуществляет Единую Высшую Волю среди богов и людей, среди всех существ и тварей, населяющих все миры и все планеты, начиная с самых высших проявлений жизни и кончая самыми низшими.

    На Востоке культ Матери Мира, богини Кали, или Дурги, очень распространен, а в индуизме он является, можно сказать, преобладающим. Но даже среди других сект можно встретить больше почитателей Великой Матери, нежели других аспектов Божественных Сил. В Монголии и в Тибете очень чтут Дуккар, или Белую Тару, и прочих Тар - Сестер. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными.

    Восток посвящает Матери Мира следующий гимн:

«Покрывшая Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного.

Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.

И она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков.

И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Ее Мощи.

Из спирали Света знак соткала Сама в Молчании. Она Водительница идущих на подвиг. Четыре угла - знак Утверждения - явлен ею в напутствие решившимся».

    На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому Высокому Облику.

Если я прав, Матерь, Ты все:
Кольцо и путь, тьма и свет, и пустота,
Голод и печаль, и бедность и боль.
От зари до тьмы, от ночи до утра, и жизнь и смерть,
Если смерть бывает - все есть Ты.
Если Ты все это, тогда и голод, и бедность, и богатство
Только преходящие знаки Твои.
Я не страдаю, я не восхищаюсь,
Потому что Ты - все и я, конечно, Твой.
Если Ты все это показываешь смертным,
То проведи, Матерь, меня через Твой свет
К Нему - к Великой Истине.
Великая Истина нам явлена только в Тебе.
И затем ввергни куда хочешь мое бренное тело.
Или окружи его золотом богатства.
Я это не буду чувствовать.
Ибо с Твоим светом я познаю сущее,
Ибо Ты есть Сущее - а я Твой.
Значит, я в Истине!

Публикация.

Литература.

Ж. Сент-Илер. Матерь Мира (глава из книги "Криптограммы Востока")

Очерк Н.К. Рериха "Женщинам"

Николай Рерих
Легенды и мифы
Русская серия:
Боттичелли.

Рождение Венеры

П.-П. Рубенс.
Рембрандт.
Э.-К. Берн-Джонс.
Театральные эскизы:
Д.-Г. Россетти.
И.К. Айвазовский.
Из серии "Sancta":
М.А. Врубель.
Из серии "Знамена Востока":
Н.К. Рерих.
Из серии “Его Страна”:
Из серии "Майтрейя (Красный Всадник)":
С.Н. Рерих.
Из серии “Кулу”:
 
В.М. Васнецов.
* * *

В начало