Предыдущая картина  Картина недели  Следующая картина

Нестеров  Михаил  Васильевич  (1862-1942)

Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная - М.В. Нестеров, 66kb

Холст, масло, бронза. 61 x 88. Костромской государственный объединенный художественный музей

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 78kb   1024 x 768, 111kb

    Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

Троица Ветхозаветная - Деталь: Ангелы - М.В. Нестеров    В 1890 году Нестеров принял предложение В.М. Васнецова работать во Владимирском соборе в Киеве. Здесь им были созданы более 30 крупных композиций, а также иконы для иконостаса. Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот в творениях древних мастеров.

    Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо. Еще дальше по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные зрительные впечатления. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Художнику удалось внести в церковную живопись и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, и новые краски.

    Намерения Нестерова возродить большой стиль древнего монументального искусства на основе изучения византийских образцов подкрепляются его высказыванием о древнем искусстве: «В «Византии» я увлекаюсь [...] тем, что [...] в неприкосновенности дошло до нас, - я увлекаюсь заложенной туда живучей силой [...] Верю в ее будущность, как и в будущность серьезной и творческой силы русского народа, в судьбе которого есть общие мотивы с Византией».

    Возникшая в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества от духовной смерти.

Публикация.

Литература.

М.В. Нестеров
Библейские сюжеты
И.К. Айвазовский.
Микеланджело.
М.А. Врубель.
Н.К. Рерих.
В.М. Васнецов.
М.В. Нестеров.

В начало