Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Бальчанд

Сцена борьбы акробатов из «Гулистана» Саади

Сцена борьбы акробатов из «Гулистана» Саади - Бальчанд, 79 kb

Могольская школа. Начало XVII века.16,7 x 27. Бумага, гуашь, золото. Государственный музей Востока. Москва

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 79 kb   1024 x 768, 135 kb

Сцена борьбы акробатов - Деталь: Орнамент - БальчандСцена борьбы акробатов - Деталь: Орнамент - Бальчанд

    Можно считать, что рождение могольской школы живописи почти совпадает с приходом к власти падишаха Акбара. В действительности же этот процесс проходил медленнее и включал в себя множество составляющих - как личные судьбы и творческие биографии каллиграфов и художников, так и общий ход культурного строительства в империи Акбара.

    Развитие могольской живописи поражает своей стремительностью. В короткое время она усвоила уроки персидского искусства книги, наполнила его новым содержанием, вслед за чем сформировала собственный канон, порождая новые жанры и создавая яркие творческие индивидуальности. Всё это время могольская миниатюра оставалаь открытым искусством, готовым к любым художественным контактам - от лирических композиций Бухары до иллюстраций к эпическим сказаниям классического индуизма, усваивая декоративные принципы восточной живописи и смело совмещая их с приемами европейского искусства.

Сцена борьбы акробатов - Деталь: Акробаты - БальчандСцена борьбы акробатов - Деталь: Падишах - Бальчанд    Оставаясь в формате обычного книжного листа, могольская живопись наполняется упругим ритмом контрастных цветовых сочетаний. И главное ее отличие от искусства персидских учителей - это насыщенность действием. Даже многофигурные композиции гератской или табризской живописи подчинены плавному музыкальному ритму скрытого в них орнамента. Если бы эта музыка могла звучать, мы бы не услышали в ней ни одного человеческого голоса: художник изображает своих героев в момент паузы и такими отправляет в вечность. В противоположность им персонажи могольской миниатюры - очень шумные люди: они кричат в битве и на охоте, толпятся на площади или под стенами города и даже на дарбаре падишаха, несмотря на строгость этикета, не скрывают оживления. Сцены же дворцовых празднеств или многочисленных строительных работ, инспектируемых самим Акбаром, наполнены шумом и стуком, криками мастеров, перебранкой слуг, бурной жестикуляцией.

    Известно восторженное отношение к восточной живописи у европейских ценителей, притом задолго до собирателей колониальной эпохи: художественное открытие могольской миниатюры принадлежит Рембрандту. А много лет спустя Амрита Шергил, выдающийся мастер индийского искусства нового времени, скажет благодарно: «Моголы многому научили меня... Изящество и сила, изысканность форм, острота и беспристрастность наблюдения - всё, что мне нужно было тогда больше всего, я узнала от них».

Публикация.

Литература.

Абу-л Фазл. "Акбар-наме": Предисловие, Глава 2, Глава 43, Глава 62 (фрагменты книги)

Ж. Сент-Илер. Акбар Великий (глава из книги "Криптограммы Востока")

Е.П. Блаватская. Из пещер и дебрей Индостана (фрагмент книги об Акбаре)

Миниатюра

Могольская миниатюра:

Охота на львов

Пир Бабура в саду "Джехан-ара"
в Герате в гостях у Бади-уз-заман-мирзы.
Событие 1506-1507 гг.

Сцена борьбы акробатов из «Гулистана» Саади

Хумаюн и Акбар с приближёнными

Акбар со змеей

Говардан.
Акбар со львом и теленком

В начало