Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Васнецов  Виктор  Михайлович  (1848-1926)

Ковер-самолет

Ковер-самолет - В. М. Васнецов, 67 kb

1880. Холст, масло. 165х297. Нижегородский государственный художественный музей

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 67 kb   1024 x 768, 103 kb

    Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".

    "Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова, написаннная им следом за известной картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами".

Ковер-самолет - Деталь: Иван-Царевич - В.М. Васнецов    Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

    Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившего название Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал "Ковер-самолет" - сказочно быстрое средство передвижения.

    "Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, - рассказывал впоследствии художник, - Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось". Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам - "Ковер-самолет" и "Три царевны подземного царства", а его брат приобрел "Битву скифов со славянами".

    "Ковер-самолет" был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров. Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли "истинным богатырем русской живописи".

Публикация.

Литература.

В.М. Васнецов
Легенды и мифы
Боттичелли.

Рождение Венеры

П.-П. Рубенс.
 
Рембрандт.
Э. Берн-Джонс.
 
 
Д.-Г. Россетти.
 
 
И.К. Айвазовский.
 
 
М.А. Врубель.
Н.К. Рерих.
 
 
 
С.Н. Рерих.
В.М. Васнецов.
В начало