Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Верещагин  Василий  Васильевич  (1842-1904)

Яки

Яки - В.В. Верещагин, 73 kb

1875. Холст, масло. 20,3 х 26. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 73 kb   1024 x 768, 121 kb

Яки - Деталь - В.В. Верещагин    Неутомимый путешественник, Василий Васильевич Верещагин весной 1874 года отправился в первую поездку в Индию и пробыл здесь два года, изучая различные районы страны, выезжал также в Тибет. Его сопровождала жена Елизавета Кондратьевна, которая вела путевые заметки, ставшие позже основой книги обоих Верещагиных об их совместной поездке.

    В 1882-1883 годах художник предпринял второе путешествие по Индии, продолжавшееся более четырех месяцев. За оба раза пребывания в стране, Верещагин побывал в Бомбее на западном побережье и в Мадрасе на восточном побережье Индии, в центре Индии - городах Агре, Дели и других, посетил знаменитые древние храмы Эллоры, высеченные в скалах, и молодой по индийским меркам город Джайпур, созданный в XVIII веке волей правителя-магараджи по математически строгому плану. Он путешествовал по Западным Гималаям - в мусульманский Кашмир, перекресток древнейших путей Азии, и в Ладак, средоточие буддийских монастырей и памятных ступ, область, прозванную «малым Тибетом». Он ездил и в Восточные Гималаи - королевство Непал и «страну небесных ступеней» Сикким, совершил восхождение на большую высоту на одной из величайших гор мира - пятиглавой Канченджанге.

    Примечательно, что в 1875 году, когда был написан этюд «Яки», Верещагин сообщал в письме В.В. Стасову от 11 февраля: «Я в самой середке Гималайев, в малом королевстве Сикким [...] Это время занимался в буддистских монастырях, а допрежь того на высоте 15000 фут[ов] чуть не замерз со своею супружницею: снег, которым нам пришлось идти последний день подъема на гору Канчинга (28000 ф[утов]), испугал моих спутников, и они за нами не изволили последовать [...] Замечательно, что я выбился из сил и положительно заявил об этом прежде, чем моя дорогая спутница, моя маленькая жена, слабая и мизерная [...]».

    Только за первую поездку Верещагин сделал около 150 этюдов, как правило, настолько завершенных по образам и характеру жанровых сцен, пейзажей, архитектурных мотивов, что их можно считать малыми картинами. Большинство этих живописных работ принадлежит к самым красивым созданиям во всем творчестве Верещагина.

    Несмотря на упоминания о невыносимой жаре и духоте, полчищах москитов, заболевании местной лихорадкой Верещагин признается в своей переписке в неиссякаемом интересе к красоте «чудесной страны».

Яки на перевале Каро Ла - Тибет
Вывеветренные камни к северу от Ньялама - Тибет
Возвращение яков после переброски груза. Северный базовый лагерь Эвереста - Тибет

Литература.

Жанровые сцены
И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
В.Е. Маковский.

Лето. Полиптих

С.Н. Рерих.
Г. Семирадский.
 
В.В. Верещагин.
В.И. Суриков.
Э. Мане.
П.-О. Ренуар.
Ж.-О. Фрагонар.
Д.-Г. Россетти.
Э. Дега.
К.П. Брюллов.
И.Е. Репин.

В начало