Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Рерих  Николай  Константинович  (1874-1947)

Змий Древний

(Серия "Знамена Востока")

Змий древний - Н.К. Рерих, 87 kb

1924. Холст, темпера. 76,3 х 122. Частная коллекция. США

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 87 kb   1024 x 768, 136 kb

    Путешествуя по миру, Рерих воочию убеждался в общности духовных исканий человечества, в непреходящей ценности и жизненности этических заветов великих мыслителей. В душе художника всегда жили глубоко почитаемые им образы Иисуса Христа и Сергия Радонежского, к которым он неоднократно обращался в своих произведениях. Вместе с тем его с детства тянуло к Азии, к ее щедрой и прекрасной земле, напоенной древним искусством и таинственной мудростью Востока.

    Здесь в Азии, все отвечало его идее о возможном синтезе культур, все свидетельствовало о глубоких напластованиях и богатых взаимосвязях искусства. Тогда же в многоликой Индии Рерих-художник загорелся идеей перевести понятие мирового единения из записной книжки наблюдателя-исследователя на всем понятный язык искусства.

    Влюбленный в Восток, он там искал истоки мудрости и так нужные человечеству притягательные примеры Светочей мира. Рериха пленила живая память народов, хранящих в сокровенных тайниках души образы великих святых, подвижников, основателей мировых религий. Художник посвятил им целую серию живописных работ под названием "Знамёна Востока". Картины были написаны во время организованной им Центрально-Азиатской экспедицииЗмий древний - Деталь: Рождение Афродиты - Н.К. Рерих (1923-1928).

    Завершающим в списке произведений серии "Знамена Востока" Рерих поставил картину "Змий Древний". В ней загадочно сошлись две сюжетные линии - дракон среди хаоса мировых вод и рождение Афродиты. Узнаваемы первоисточники, которые цитирует Рерих. Восточная линия, по всей вероятности, ведет свою родословную от свитка "Драконы и водопад среди скал" старинного китайского мастера Чен Юнга (Музей изящных искусств, Бостон), западная же - от известного памятника античности "Трон Людовизи" (Национальный музей, Рим).

    Такое соединение столь различных истоков было оправдано теми синтетическими идеями, которые заложены как в содержательной структуре серии, так и в ее живописном решении. Сама цветовая гамма полотна, построенная на двух контрастных началах - солнечном желтом и мрачном синем, словно говорит о противоборстве света и тьмы. Архетипические же образы полотна относят к древнейшему культу Азии - культу жены и змея, о которых пишет Рерих в своих дневниках "Алтай-Гималаи".

    Восточный зритель увидит здесь великого змея Ананду и сюжет, как "из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира". А западного, возможно, привлечет высказывание В.С. Соловьева, связанное с Апокалипсисом.

    "Жена, облеченная в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против нее свои последние силы и хочет потопить ее в ядовитых потоках благовидной лжи правдоподобных обманов. Все это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная красота будет плодотворна, и из нее выйдет спасение мира, когда ее обманчивые подобия исчезнут, как та морская пена, что родила простонародную Афродиту".

    Этот исход - спасение мира красотой, несомненно, созвучен самой сути рериховского серии "Знамена Востока", несломимой вере художника в то, что "человечество все-таки живет красотою".

 

Н. Рерих: Пророчества

Публикация.

Литература.

Николай Рерих
Легенды и мифы
Русская серия:
Боттичелли.

Рождение Венеры

П.-П. Рубенс.
Рембрандт.
Э.-К. Берн-Джонс.
Театральные эскизы:
Д.-Г. Россетти.
И.К. Айвазовский.
Из серии "Sancta":
М.А. Врубель.
Из серии "Знамена Востока":
Н.К. Рерих.
Из серии “Его Страна”:
Из серии "Майтрейя (Красный Всадник)":
С.Н. Рерих.
Из серии “Кулу”:
 
В.М. Васнецов.
* * *

В начало