Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Рерих  Святослав  Николаевич  (1904-1993)

Зов (Священная флейта II)

Зов (Священная флейта II) - С.Н. Рерих, 77 kb

1955. Холст, темпера. 91 х 154. Государственный музей Востока. Москва

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 77 kb   1024 x 768, 112 kb

Зов (Священная флейта II) - Деталь - С.Н. Рерих

    Серия «Священная флейта» состоит из нескольких картин и основана на легенде о Кришне - олицетворении божества весны и любви, весьма почитаемом в Индии. На всех полотнах изображен смуглый юноша, сидящий на земле и играющий на флейте. Возможно, это современный пастушок, но он напомнил художнику божественного пастуха Кришну и стал для него символом, соединяющим древность и современную жизнь Индии, живым мостом, переброшенным от сегодняшней жизни к далекому прошлому. «Эту флейту можно и сегодня услышать по всей Индии. Она звучит до сих пор и объединяет все сущее», - пояснял Святослав Николаевич.

    Переплетение мифологического сюжета и бытового жанра характерно для Святослава Рериха. Оно вытекает из его миропонимания, его романтического представления о бытии Человека на планете Земля. В картине «Зов» изображены два персонажа - пастух, играющий на флейте, и женщина. Воспроизведен конкретный пейзаж Южной Индии - предгорья, переходящие в голубые дали. Женщина стоит в тени баньяна, корни которого, переплетаясь между собой, приняли самые фантастические формы, создав необыкновенный декоративный фон.

    Взор пастуха направлен в голубые горы, вызывающие в его душе волшебные мелодии. И, словно завороженная, замерла в трепетном ожидании женщина: она воспринимает звуки флейты как зов любви. Обычная повседневная сцена приобретает необычайную поэтичность.

    В бытовом жанре Святослава Рериха нет экзотики, увиденной глазами европейца, его картины проникнуты пониманием народного духа. Конечно, в какой-то степени он идеализирует и романтизирует жизнь. Он выбирает только то, что прекрасно: по мнению С.Н. Рериха, уродливое не достойно того, чтобы его увековечивать.

    «Я всегда, уже с детства, увлекался природой, увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости. И эта радость, которую я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам», - рассказывал Святослав Рерих. Он воспринимал и ощущал землю как часть единого мироздания; осознание красоты природы человеком он считал главным в приобщении к Великому Космосу.

Публикация.

Литература.

Е.П. Маточкин. Страна мечты (К 100-летию со дня рождения С.Н. Рериха)

С. Н. Рерих Жанровые сцены
Посвящены Индии:
И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
В.Е. Маковский.
О святых и подвижниках:
С.Н. Рерих.
Портреты:
Г.И. Семирадский.
В.В. Верещагин.
Этика:
В.И. Суриков.
Э. Мане.
Натюрморт:
П.-О. Ренуар.
Ж.-О. Фрагонар.
Д.-Г. Россетти.
Э. Дега.
К.П. Брюллов.
И.Е. Репин.

В начало