Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

Репин  Илья  Ефимович  (1844-1930)

Бурлаки на Волге

Бурлаки на Волге - И.Е. Репин, 75 kb

1870-1873. Холст, масло. 131,5 х 281. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 75 kb   1024 x 768, 118 kb

    "Со смелостью, у нас беспримерною, Репин окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности". Эти слова выдающегося русского критика В.В. Стасова рисуют меру подвига молодого живописца, только что окончившего Академию художеств и получившего первую золотую медаль…

    История создания Ильёй Репиным картины "Бурлаки на Волге" подробно описана в автобиографической книге "Далёкое - близкое".

    Почти всё лето 1870 года Репин в компании молодых художников провел на Волге - в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары. Здесь он непосредственно наблюдал и близко познакомился с жизнью народа, окунулся в самую гущу бурлацкого быта.Здесь увидел красоту того русского характера, который и получил свое выражение в картине.

И.Е. Репин - Канин. 1870     Здесь встретил одного из любимейших своих героев - Канина, и написал много эскизов к "Бурлакам", и сделал много зарисовок. Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил мастер. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

    Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

    По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

    Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят...

    На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.

Публикация.

Литература.

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. (Глава XV. Канин)

Письмо И.Е. Репина П.В. Алабину

А.Я. Басс. К Репину в Самару и Ширяево (фрагмент)

И.Е. Репин
Жанровые сцены
И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
В.Е. Маковский.
 
 
 
 
С.Н. Рерих.
 
Г. Семирадский.
 
 
В.В. Верещагин.
 
В.И. Суриков.
Э. Мане.
П.-О. Ренуар.
Ж.-О. Фрагонар.
Д.-Г. Россетти.
 
Э. Дега.
К.П. Брюллов.
И.Е. Репин.

В начало