Предыдущая картина  Картина недели    Следующая картина

 

Хумаюн и Акбар с приближёнными

Хумаюн и Акбар с приближёнными -  Могольская школа, 87 kb

Могольская школа, Индия, середина XVII в.
Акварель,чернила,золото и серебро по бумаге. 21,2 х 30,2.
Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН

 

Увеличить изображение:

800 х 600, 87 kb   1024 x 768, 164 kb

Портрет в могольской миниатюре

    Могольская миниатюра конца XVI – первой половины XVII века впервые в искусстве Востока уделила значительное внимание портрету. В рамках книжной иллюстрации в могольской живописи сначала формируется тенденция к передаче портретного сходства. Особенно это проявляется, когда в сюжете как, например, в «Акбар-наме», действующими лицами выступают современники. Сам падишах Акбар (1542–1605), его приближенные, его отец Хумаюн (1508 – 1556) и дед Бабур (1483–1530) – все они запечатлены в творениях художников Акбарова двора. Высокий уровень их мастерства отмечал соратник Акбара, ученый и политический деятель Абу-л Фазл, который писал: «Точность деталей, общая законченность, смелость исполнения и т.д., которые мы наблюдаем в современной живописи, не поддаются никакому сравнению; даже предметы неодушевленные выглядят так, словно имеют душу.»

    Не отступая от традиций книжной миниатюры, портрет начинает развиваться как самостоятельный жанр. Постепенно портреты отделяются от книги и, Хумаюн и Акбар с приближёнными - Деталь -  Могольская школаперестав быть просто иллюстрацией к тексту, играют самостоятельную роль, в том числе и в рамках официальной идеологии государства Великих Моголов, проводившейся до воцарения Аурангзеба (1658). Появление парадных портретов, прежде всего символизировавших преемственность власти, потребовало использования связанных с ней регалий. Такими элементами становятся трон, зонт – чатр, печать в руках, но в первую очередь – нимб вокруг головы правителя, говоривший зрителю о святости самой власти и наделенных ею. Одной из распространенных композиций становится изображение правящего императора и одного из его предков, передающего ему власть. Реальность события в этом случае не имела значения, а потому на одной миниатюре могли появиться уже состарившийся Акбар и его отец Хумаюн, умерший, когда Акбару было 13 лет. Или великий Тимур и Шах Джахан. Иногда место предка в композиции занимало изображение почитаемого святого.

    Появление жанра портрета в могольской живописи оказало большое влияние на ее развитие, поскольку требовало от художника немалого мастерства. Оно и сегодня еще не оценено в полной мере, но галерея прекрасных портретов людей, игравших значительную роль в жизни Индии и Центральной Азии в XVI – первой половине XVII века, подтверждает слова Абу-л Фазла: «Более сотни художников стали известными мастерами, в то время как количество тех, кто приблизился к совершенству и тех, кто преодолел этот путь только наполовину, огромно.»

С.Н. Воробьёва

Публикация.

Фрагменты книги Абу-л Фазл. "Акбар-наме":

Предисловие, Глава 2, Глава 43, Глава 62

С.Н. Воробьёва. Нимб в могольской миниатюре

Миниатюра

Могольская миниатюра:

Охота на львов

Пир Бабура в саду "Джехан-ара"
в Герате в гостях у Бади-уз-заман-мирзы.
Событие 1506-1507 гг.

Сцена борьбы акробатов из «Гулистана» Саади

Хумаюн и Акбар с приближёнными

Падишах Акбар

Говардан.
Акбар со львом и теленком

В начало