1928. Картон, масло. 29,5 х 41. © Собрание Р. Герра, Франция
Увеличить изображение:
800 х 600, 73 kb 1024 x 768, 116 kb
История русских в Париже начинается с незапамятных времен, когда дочь Ярослава Мудрого Анну в 1051 году выдали замуж за короля Франции Генриха I. В XIX веке Париж был аристократической Меккой; русских художников, певцов и музыкантов влекли классы мэтров живописи, театра, музыки. Константин Коровин верно отметил роль этого города в судьбах нашей интеллигенции: «Париж для русских – что Венеция для всей остальной Европы». Со второй половины 1920-х
годов столица Франции стала центром русской эмиграции: за границей оказался почти весь цвет национальной культуры.
Пейзаж был постоянной привязанностью Коровина, «первого русского импрессиониста». «Пейзаж не писать [без] цели, если он только красив, - в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам.» На протяжении всей жизни Париж оставался любимой темой художника. Французская столица появилась в творчестве Коровина во второй половине 1890-х. Художнику важно было передать сам дух Парижа, атмосферу его повседневной жизни. Со второй половины 1900-х его всё больше увлекают колористические эффекты вечернего освещения, положенные в основу сюиты «Парижские огни».
В работе «Бастилия» - завораживающее чудо мокрого асфальта,
словно сотканного из мириад искринок света и вобравшего краски зданий и деревьев, бездонного неба, сияние фонарей и реклам, отражения пробегающих людей и мчащихся машин. В его полотне быстрые мазки музыкально оркестрованных цветов передают феерию, открытость ночной жизни Парижа.
В день пятидесятилетия К.А. Коровин верно определил основное качество своего творчества: «Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами».
А.Н. Бенуа. Н.К. Рерих. Б.А. Смирнов-Русецкий. И.С. Горюшкин-Сорокопудов. П. Сезанн. В.В. Верещагин. А.К. Саврасов. К.А. Коровин. В.Д. Поленов.